Сажнева Изабелла Валерьевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №3» Республика Коми, г. Ухта.
На протяжении последних лет мы, как воспитатели, столкнулись с очень серьёзной проблемой – родители детей, вновь прибывших в наше дошкольное учреждение, имели очень скудное представление о своей малой Родине – республике Коми. В группе было проведено анкетирование, которое показало, что большинство из опрашиваемых родителей родились в девяностых годах двадцатого века. По результатам оказалось, что больше половины них считало излишним изучение Коми языка; 80% не знали, как выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, чтобы научить их любить не придуманную взрослыми малую Родину, а прекрасный и самобытный Коми край. В итоге мы сделали вывод, что поколение девяностых годов в немалой степени растеряли свои национальные черты и предали забвению культуру Коми народа.
С введением ФГОС большое внимание уделяется системе взаимодействия ДОУ и семьи. Педагогическая и духовная культура родителей — один из самых действенных факторов нравственного развития воспитания дошкольников. Позитивный настрой и создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семей в данной сложной ситуации вызвали у родителей искреннее желание решить возникшую проблему. Для её решения педагоги группы выдвинули гипотезу: чтобы повысить духовный уровень родителей, необходимо создать семейный клуб «Истоки». Его целью станет заинтересованность родителей чистотой, искренностью, красотой и глубоким содержанием многовековой историей и культурой Коми народа. Из поставленной цели вытекали следующие задачи:
По желанию родителей встречи в клубе стали проходить один раз в месяц; методика проведения была основана на многоаспектном подходе к знакомству с культурой и историей Коми народа:
Для доказательства нашей гипотезы в работе клуба мы решили использовать такие организованные формы работы, как экскурсии, специально организованные встречи с интересными людьми, знакомство с дидактическими и подвижными играми народа Коми, мастер-классы, педагогические гостиные, презентации и музыкальные досуги.
Совместно с родителями был разработан план-график встреч в клубе «Истоки». Для проведения бесед были выбраны как традиционные формы, так и мультимедийные презентации.
Месяц |
Тематика встреч |
Задачи |
Методы и приёмы взаимодействия |
Октябрь |
Презентация «Знакомство с национальной кухней народа Коми» |
Расширять знания об истории и традициях коми-пермяцкой кухни; — формировать представления о том, что традиции кулинарного искусства, как и история самого народа, уходят корнями вглубь веков. |
— рассматривание и обсуждение календаря коми-зырян; — дискуссия о самобытной пище коми, ее чередовании в зависимости от постов; — квест «Почему коми хозяйки собирали наиболее калорийную пищу к летним работам?» (человек нуждался в большом количестве энергии); — мастер-класс шеф – повара ДОУ « Приготовление шанег» |
Ноябрь |
Презентация с элементами опробования – исследования «Вкусные и полезные подарки Коми Осени» |
Развивать представления о социокультурных аспектах питания коми народа, связи с культурой и историей народа; — расширять знания о полезных свойствах ягод и их ценности для растущего детского организма; — познакомить с питательными свойствами национальных напитков: клюквенный морс, чай из ягод шиповника. |
— игра-лото «Назови ягоду»; — беседа о витаминной пользе ягод северных лесов; — опробование морошки, брусники, клюквы, черники; — знакомство с мнемотаблицей«Витамины» — сравнение вкусовых качеств напитков (клюквенный морс, чай из ягод шиповника);
|
Декабрь |
Совместная экскурсия с детьми в краеведческий музей города. |
Побуждать интерес к коми национальным ремёслам; — подчеркнуть основное назначение пояса-оберега; — обратить внимание , что коми национальный костюм – это труд, творчество, мастерство коми женщин. |
Слушание лекции «Умелые руки коми-пермячек»; — мастер – класс «Плетение поясов-оберегов»; — просмотр выставки картин местных художников; — просмотр презентации «Предметы обихода коми-зыря». |
Январь |
Презентация «Узорное вязание коми народа» |
— Формировать чувство любви к родному краю на основе приобщения к его культуре и традициям;
-поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями; —
— |
Беседа «Зависимость одежды народа коми от климатических условий»; -рассматривание экземпляров вязаных вещей в мини –музее «Коми изба»; — мастер-класс бабушек «Орнамент и наиболее частые способы вывязывания коми узоров»
|
Февраль |
Субботник по обустройству и пополнению среды мини-музея детского сада «Коми-изба» |
Отразить в экспонатах музея традиции и правила бытья коми народа, проследить связь между стариной и днём настоящим, систематизировать дидактический материал музея. |
Подбор экспонатов и познавательного материала для мини-музея детского сада «Коми изба»; — рассматривание наглядного пособия «Жизнь наших предков»; — организация выставки «Предметы быта коми народа».
|
Март |
Музыкально-спортивный досуг «Подвижные игры коми народа» |
Познакомить с национальными играми коми народа, используемые педагогами группы при работе с детьми; -вызвать особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. |
Мастер-класс инструктора по физ. воспитанию «Подвижные игры народов Коми»; — эстафеты и динамичные разминки в командах; -караоке «Спой коми частушку». |
Апрель |
Презентация «В чудесном мире коми языка» |
Подвести к пониманию, что изучение коми языка – приобщение к истокам культуры народа; — воспитывать стремление знать и использовать азы разговорной речи. |
Просмотр видеофайла «Весёлый урок для начинающих»; — игровой практикум учителя начальных классов «Устами дошкольника о родном крае». — обобщения опыта работы педагога по дополнительному образованию изучения коми языка«Познаём, играем, развиваемся». |
Май |
Круглый стол «Подведение результатов итогового анкетирования» |
Сравнить результаты первого и последнего анкетирования; — выложить на сайте группы сравнительные диаграммы . |
Чаепитие и беседа «Мои впечатления от деятельности клуба «Истоки»; — психотренинг «Как я оцениваю свой вклад в работу семейного клуба» |
И в начале, и по окончании работы клуба родители отвечали на вопросы данной анкеты на сайте группы (в контакте).
АНКЕТА
«Отношение моей семьи к традициям культуры коми»
7. Считаете ли Вы необходимым прививать ребёнку чувство гордости и любви к малой Родине?
Результаты анкетирования «Отношение моей семьи к традициям культуры коми» показали следующее:
В анкетировании приняло участие 19 родителей, что составляет 87% от общего количества в группе. По результатам анкетирования выяснилось, что после окончания встреч в семейном клубе «Истоки» 95% родителей желают, чтобы их ребенок приобщался к традициям коми культуры, 87% родителей обладают достаточным объемом знаний по данной теме. Знают элементы традиционного быта и предметы обихода 89% опрощенных. Обрадовала активная гражданская патриотическая позиция родителей: все 100% согласны, что необходимо прививать ребёнку чувство гордости и любви к родному краю и изучению родного языка.
Для повышения уровня знаний и расширения представлений о культуре и традицияхкоми народа, было принято решение продолжить работу семейного клуба «Истоки» в следующем году. Информацию о работе клуба члены родительского комитета выложили на сайте группы.
Таким образом, результаты анкетирования полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что для повышения духовного уровня родителей необходимо было создать семейный клуб «Истоки». Историческая, пространственная, национальная связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию; пробуждение, а не навязывание фальшивого чувства патриотизма ведёт к духовному самоопределению каждого гражданина России.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Формирование компетенций у обучающихся с ОВЗ в вопросах планирования семьи (RANDOM - 50%)