Практическое исследование: «Поиск актуальных форм общения педагогов и родителей в гражданско – нравственном направлении»

Сажнева Изабелла Валерьевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №3» Республика Коми, г. Ухта.

 

На протяжении последних лет мы, как воспитатели, столкнулись с очень серьёзной проблемой – родители детей, вновь прибывших в наше дошкольное учреждение, имели очень скудное представление о своей малой Родине – республике Коми.  В группе было проведено анкетирование, которое показало, что большинство из опрашиваемых родителей родились в девяностых годах двадцатого века. По результатам оказалось, что больше половины них считало излишним изучение Коми языка; 80% не знали, как выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, чтобы научить их любить не придуманную взрослыми малую Родину, а прекрасный и самобытный Коми край. В итоге мы сделали вывод, что поколение девяностых годов в немалой степени растеряли свои национальные черты и предали забвению культуру Коми народа.

    С введением ФГОС большое внимание уделяется системе взаимодействия ДОУ и семьи. Педагогическая и духовная культура родителей — один из самых действенных факторов нравственного развития воспитания дошкольников. Позитивный настрой и создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семей в данной сложной ситуации вызвали у родителей искреннее желание решить возникшую проблему. Для её решения педагоги группы выдвинули гипотезу: чтобы повысить духовный уровень родителей, необходимо создать семейный клуб «Истоки». Его целью станет заинтересованность родителей чистотой, искренностью, красотой и глубоким содержанием многовековой историей и культурой Коми народа. Из поставленной цели вытекали следующие задачи:

донести до сознания родителей уникальность и самобытность культуры;
расширить представление об основах быта и традиций;
проследить связь между стариной и днём настоящим;
воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости на основе непреходящих ценностей.

По желанию родителей встречи в клубе стали проходить один раз в месяц; методика проведения была основана на многоаспектном подходе к знакомству с культурой и историей Коми народа:

доступность знаний, достоверность и научность;
культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
краеведческий опыт;
экологический аспект.

     Для доказательства нашей гипотезы в работе клуба мы решили использовать такие организованные формы работы, как экскурсии, специально организованные встречи с интересными людьми, знакомство с дидактическими и подвижными играми народа Коми, мастер-классы, педагогические гостиные, презентации и музыкальные досуги.

   Совместно с родителями был разработан план-график встреч в клубе «Истоки».  Для проведения бесед были выбраны как традиционные формы, так и мультимедийные презентации.

Месяц

Тематика встреч

Задачи

Методы и приёмы взаимодействия

Октябрь

Презентация

«Знакомство с национальной кухней народа Коми»

Расширять знания об истории и традициях коми-пермяцкой кухни;

— формировать представления о том, что традиции кулинарного искусства, как и история самого народа, уходят корнями вглубь веков.

— рассматривание и обсуждение календаря коми-зырян;

— дискуссия о самобытной пище коми, ее чередовании в зависимости от постов;

— квест «Почему коми хозяйки собирали наиболее калорийную пищу к летним работам?» (человек нуждался в большом количестве энергии);

— мастер-класс шеф – повара ДОУ « Приготовление шанег»

Ноябрь

Презентация с элементами

опробования – исследования «Вкусные и полезные подарки Коми Осени»

Развивать представления о социокультурных аспектах питания коми народа, связи с культурой и историей народа;

— расширять знания о полезных свойствах ягод и их ценности для растущего детского организма;

— познакомить с питательными свойствами национальных напитков: клюквенный морс, чай из ягод шиповника.

— игра-лото «Назови ягоду»;

— беседа о витаминной пользе ягод северных лесов;

— опробование морошки, брусники, клюквы, черники;

— знакомство с мнемотаблицей«Витамины»

— сравнение вкусовых качеств напитков (клюквенный морс, чай из ягод шиповника);

 

Декабрь

Совместная   экскурсия с детьми в краеведческий музей города.

  Побуждать интерес к коми национальным ремёслам;

— подчеркнуть основное назначение пояса-оберега;

— обратить внимание , что коми национальный костюм – это труд, творчество, мастерство коми женщин.

Слушание лекции «Умелые руки коми-пермячек»;

— мастер – класс «Плетение поясов-оберегов»;

— просмотр выставки картин местных художников;

—  просмотр презентации «Предметы обихода коми-зыря».

Январь

Презентация

«Узорное вязание коми народа»

Формировать чувство любви к родному краю на основе приобщения к его культуре и традициям;

-поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями;

 

Беседа «Зависимость одежды народа коми от климатических условий»;

-рассматривание экземпляров вязаных вещей в мини –музее «Коми изба»;

— мастер-класс бабушек

«Орнамент и наиболее частые способы вывязывания коми узоров»

 

Февраль

Субботник по обустройству и пополнению среды мини-музея детского сада «Коми-изба»

Отразить в экспонатах музея традиции и правила бытья коми народа, проследить связь между стариной и днём настоящим, систематизировать дидактический материал музея.

 Подбор экспонатов и познавательного материала для мини-музея детского сада «Коми изба»;

— рассматривание наглядного пособия «Жизнь наших предков»;

— организация выставки «Предметы быта коми народа».

 

Март

Музыкально-спортивный досуг «Подвижные игры коми народа»

Познакомить с национальными играми коми народа, используемые педагогами группы при работе с детьми;

-вызвать особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Мастер-класс инструктора по физ. воспитанию «Подвижные игры народов Коми»;

— эстафеты и динамичные разминки в командах;

-караоке «Спой коми частушку».

Апрель

Презентация

«В чудесном мире коми языка»

Подвести к пониманию, что изучение коми языка – приобщение к истокам культуры народа;

— воспитывать стремление знать и использовать азы разговорной речи.

Просмотр видеофайла «Весёлый урок для начинающих»;

— игровой практикум учителя начальных классов «Устами дошкольника о родном крае».

обобщения  опыта работы педагога по дополнительному образованию изучения коми языка«Познаём, играем, развиваемся».

Май

Круглый стол «Подведение результатов итогового анкетирования»

Сравнить результаты первого и последнего анкетирования;

— выложить на сайте группы  сравнительные диаграммы .

Чаепитие и беседа «Мои впечатления от деятельности клуба «Истоки»;

— психотренинг «Как я оцениваю свой вклад в работу семейного клуба»

 

И в начале, и по окончании работы клуба родители отвечали на вопросы данной анкеты на сайте группы контакте).

АНКЕТА

«Отношение моей семьи к традициям культуры коми»

1. Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок приобщался к истокам традиций коми народа?
2. Обладаете ли Вы достаточным объёмом знаний о традициях ремёсел и промыслов коми?
3. Знакомите ли Вы ребёнка с традиционными ремёслами коми; если да — то какими методами?
4. Перечислите знакомые Вам элементы коми орнамента, которыми украшают вязаные изделия.
5. Желаете ли Вы, чтобы вашего ребенка обучали коми языку, объясните свою позицию.
6. Есть ли в семье родственники, владеющие навыками традиционного узорного вязания коми.

7. Считаете ли Вы необходимым прививать ребёнку чувство гордости и любви к малой Родине?

 

Результаты анкетирования «Отношение моей семьи к традициям культуры коми» показали следующее:

В анкетировании приняло участие 19 родителей, что составляет 87% от общего количества в группе. По результатам анкетирования выяснилось, что после окончания встреч в семейном клубе «Истоки» 95% родителей желают, чтобы их ребенок приобщался к традициям коми культуры, 87% родителей обладают достаточным объемом знаний по данной теме. Знают элементы традиционного быта и предметы обихода 89% опрощенных. Обрадовала активная гражданская патриотическая позиция родителей: все 100% согласны, что необходимо прививать ребёнку чувство гордости и любви к родному краю и изучению родного языка.

Для повышения уровня знаний и расширения представлений о культуре и традицияхкоми народа, было принято решение продолжить работу семейного клуба «Истоки» в следующем году. Информацию о работе клуба члены родительского комитета выложили на сайте группы.

    Таким образом, результаты анкетирования полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что для повышения духовного уровня родителей необходимо было создать семейный клуб «Истоки».  Историческая, пространственная, национальная связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию; пробуждение, а не навязывание фальшивого чувства патриотизма ведёт к духовному самоопределению каждого гражданина России.