Забота о сохранении, развитии и совершенствовании  духовности общества и современного человека.

Подготовила: Бичина Любовь Ивановна, воспитатель.

КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»

 

                                                                                                                      

Воспитание – это искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям.

   Воспитание это разумно, гуманно по законам красоты организованная жизнь подрастающего человека. Организаторами такой жизни в школе являются педагоги – профессионалы, знающие закономерности развития личности и умеющие организовать жизнь воспитанников в соответствии с этими закономерностями. Внимание школы к проблеме формирования духовной культуры школьника обусловлено коренными социально – экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Общественные усилия, направленные на освоение культурных достижений цивилизации, ещё не обеспечивают духовной культуры. Резкий скачок цивилизации на новый уровень может обернуться потерей духовных ценностей и ещё большим падением духовной культуры общества. Создание в школе духовной культуры начинается с формирования элементарных норм отношения к человеку как таковому: учителю, воспитателю, директору, ученику, гостю, техническому персоналу, к самому себе.

   «Недооценка, вернее пренебрежение духовностью, привело к нынешнему состоянию общества…» отец Александр Мень.

   Пренебрежение духовностью приводит к падению духовной культуры. Требуются особые меры по сохранению духовной культуры человека. Именно школа является естественной средой для формирования духовности школьника. Это ставит перед нами новые задачи, требует переосмысления ценностей. Результатом такой деятельности является наш с вами личностный и профессиональный рост.

   Необходима особая забота о сохранении, развитии и совершенствовании духовности общества и современного человека.

   И здесь немаловажное, если не центральное место принадлежит школе, которая способна профессионально развивать духовный мир школьника, опираясь на психолого — педагогические закономерности процесса воспитания. При социально – историческом развитии общества понятие «духовность» приобрело два основных значения. Первое из них широкое: это всё то, что создано человеческим сознанием. Второе более узкое: это некоторая оценочная характеристика общества или отдельного человека, его развития. Оба значения тесно связаны между собой. Мы пользуемся чаще всего в его узком значении, хотя, конечно же, предполагается, что нет одного без другого.

   Духовность личности это сопричастность её миру во всех её проявлениях, отражённая в гуманистических идеях. Духовно развитый человек – это человек, впитывающий в себя ценности мира, созданные человечеством, воспринимающий мир как личностно значимый объект. Такая сопричастность к окружающему миру становится причиной глубокой и постоянной неудовлетворённости устройством жизни. Последнее выступает как основной критерий духовности: неудовлетворённость жизнью есть первый признак духовного становления личности. Данный критерий позволяет выделить ряд показателей духовного развития личности:

*сопереживание (сочувствие) людям, желание добра другому человеку;

*способность оказывать помощь другим людям;

*потребность улучшения окружающей жизни и активное содействие этому;

*размышление о смысле жизни;

*самосовершенствование личности.

   Психологическим механизмом формирования духовности личности является (очеловечивание) явлений окружающей действительности, т. е. оценка явления с позиций Добра, Истины, Красоты. Материал для такого формирования предоставляют наука, искусство, мораль, творчество, труд. Но сами по себе эти средства не обеспечивают духовного развития. Они становятся действующим фактором лишь при условии ориентации на человека, обнаружение человека там, где существуют событие и действие, явление и предмет.

   Духовная культура школы – это организация школьной жизни на уровне современных духовных ценностей и отношений. В работе с учащимися хотелось бы достичь результатов:

*устойчивость навыков поведения;

*формирование коллектива, где все пребывают в гармонии друг с другом;

*усвоение ребёнком таких ценностей: стремление к добру, неприятие зла;

*стабильность психического развития.

   Наличие духовной культуры в школе является исходным условием для духовного развития школьника. Поэтому постановка воспитательных задач по развитию духовной культуры школьника выводит на проблему духовной культуры школы как социальной микросреды ученика. Духовное развитие начинается там – и только там, — где есть ориентация на другого человека, где другая жизнь имеет такую же ценность, как и собственная.

  « Человек всего лишь узел отношений. И только отношения важны для человека» Экзюпери. Проблема развития духовной культуры в школе и формирование духовного мира школьника породила необходимость систематического и глубокого осмысления духовных ценностей, созданных человеком. Такое осмысление жизни должно незримо присутствовать в нашей деятельности и в деятельности школьников, ибо является содержанием жизни образованного и воспитанного человека. Хозяином своей жизни наш воспитанник может стать лишь при развитой способности и привычке осмысливать, оценивать и выстраивать стратегию жизни. Что мы с вами постоянно и делаем: приобщаем школьников к размышлению о жизни, о своём я, о роли духовных начал, о вечных ценностях жизни.

   Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, школы и государства. Многим родителям неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

   Родители должны знать, какие нормы нравственности преподносит педагог их детям, какие требования предъявляются к поведению учащихся, как оцениваются поступки по нравственному критерию, содержание общественного мнения в классном коллективе.

   В таком приобщении школьники учатся ставить и решать жизненно важные проблемы духовного плана. Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, мы в своей работе используем разные формы духовной деятельности: индивидуальные беседы, занятия, игры, решение ситуативных задач. Стараемся, чтобы без принуждения, без психологических перегрузок у школьников формировалась потребность в постоянном духовном искании, но происходит это не у всех воспитанников.

   В нашей школе духовная нравственность формируется во всех режимных моментах. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия.

   Необходимо постоянно помнить, что мобилизация духовных сил требует тонкого тщательно продуманного педагогического воздействия!

                                                           Литература.

1. Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
2. Чепиков В.Т. воспитание личности школьника в нравственной деятельности. Метод. Рекомендации. Омск: ОгПИ, 1991.
3. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников. Учеб. метод. Пособие. Гродно: ГрГУ. 2001.