Школа для ребёнка – нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации.

Подготовила: Переверзева Наталья Ивановна, воспитатель.

 КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»

 

 

Перед современной школой стоит непростая задача. С одной стороны, в современном обществе для получения хорошего квалифицированного образования необходим интеллектуальный уровень развития. Но и с другой стороны, мы не должны забывать, что ребёнок должен получить не только определённую сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.

   Утрата идеологических ориентиров в воспитательных системах образовательных учреждений; сложный и противоречивый процесс выработки новой парадигмы воспитания как неотъемлемой и органической составляющей образовательного процесса, адекватного природе детства, семейным, национальным, региональным и российским культурным традициям; региональные и общероссийские экономические и политические кризисы переходного периода реформирования общества – всё это объективно способствовало обеднению, минимизации или полному отказу значительной части образовательных учреждений от осуществления собственно воспитательной функции. На этом фоне большое значение приобретают поиски новых  средств и дополнительных ресурсов, обеспечивающих эффективность воспитания.

  Нравственное воспитание подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или «показных» мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения, умение владеть собой.

   Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребёнка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

   Большая перемена закончилась, пора на урок, а ученики всё не могут успокоиться. Дима, ученик шестого класса, продолжал делиться впечатлениями: « Вчера видел, как автомобиль врезался в столб – бац – и…всмятку!»

Воспитатель: Чему ты так радуешься, Дима?

Дима: Да я не радуюсь…мне просто жалко.

   Поворот внимания на себя можно организовать с помощью взвешенной фразы, переводящей мысль в новое русло. С помощью простого вопроса педагог  помог ученику увидеть себя со стороны, он стимулировал самооценку его поведения. Такой поворот внимания «на себя», или рефлексию (рефлексия – необходимое осмысление человеком себя в мире), всегда можно организовать с помощью взвешенной фразы или междометия, переводящего мысль в новое русло. Несложно придумать вопросы, заставляющие учащихся подумать о нравственных ценностях и актуализировать личностный опыт. На классных часах можно спросить ребят: «Какие добрые слова ты сказал сегодня близким?», «Что почувствовал, когда говорил эти слова?», «проявил ли ты сочувствие сегодня хоть раз?».

   С помощью приёмов рефлексии можно помочь школьнику увидеть внутреннюю сущность собственных поступков. Для этого можно предложить ему упражнение «Закончи фразу».

Услышав грубое слово в свой адрес, я…»; «Я достоин уважения потому, что…»; «Если кто-то надо мной смеётся, то я…» и т.д.

   Предлагая ребятам продолжить то или иное предложение, связанное с темой занятия, можно проследить внутреннюю работу каждого ученика. Например, записи могут быть такими: « Моё терпение проявляется в том, что я… даю договорить другим; отношусь ко всем хорошо, не обращаю внимания на того, кто меня обзывает; не раздражаюсь по пустякам; слушаю мнение других…».

«Терпение – это когда…человек рассказывает что-то скучное, а я сижу и слушаю, чтобы не обидеть…».

«Мои хорошие качества…доброта, доброжелательность, сочувствие. Приветливость. Если поссорюсь, то всё равно поздороваюсь…».

«Мой закон совести…не обижать слабых, быть честным перед собой, уважать старших, не грубить, не бросать в беде друзей, не врать…»

   Рефлексивный приём нередко используется в социологических исследованиях. Имеется в виду  перечень спорных утверждений, для каждого из которых в тест включены дополнительные вопросы. Например: «В какой мере вы с этим согласны?», при этом даются 3 – 5 вариантов ответа. Предлагается ребятам оценить своё отношение к людям.

   « Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному человеку», «Я думаю, что чистота в моём городе зависит только от качества работы дворников» и т.д. Такая постановка вопросов выявляет отношение школьников к окружающему миру, развивает его субъективность.

   Для определения степени развития нравственной субъективности учеников 6 -7 классов можно прибегнуть к методике «Ассоциации» (по М. А. Гизатуллину). В течение одной минуты каждому воспитаннику предлагается записать свои ассоциации на 6 слов: веселье, автобус, добро, поступок, звонок, хорошо. После проведения тестирования по относительному количеству слов, имеющую этическую окрашенность: взаимопомощь, дружелюбие, героизм и т.д., педагог судит об этической составляющей характера младшего школьника. Среднее число нравственных ассоциаций учеников, где проводятся этические занятия, возрастает.

   Если на начальном этапе на слово «хорошо» у семи учащихся возникли ассоциации витального ряда: поспать, поесть, поиграть, то на конечном этапе в четвёртом классе эти же ребята пишут: рукопожатие; мама; вести себя хорошо; хорошо учиться; по  добромупоступать с человеком…

   Интересно наблюдать, как меняются нравственные позиции школьников, если следовать требованиям диагностической методики М.А. Гизатуллина «Пять качеств». Опрашивают учеников следующим образом.

— Назовите пять качеств характера, которые вам нравятся в других.

— Назовите своих пять положительных качеств.

— Назовите пять качеств, которые вы хотели бы приобрести.

— Назовите пять качеств характера, которые вам не нравятся в других.

— Назовите своих пять отрицательных качеств, от которых хотите избавиться.

   Анализ результатов опроса показывает, что учащиеся не только учатся замечать больше положительного в своих сверстниках, они полнее оценивают свои личные достоинства и недостатки.

   Ещё одна сторона нравственного воспитания – это возможность участвовать в благотворительных акциях. Это может быть участие в школьных и городских ярмарках – продажах, изготовление подарков для ветеранов и детей-сирот. У учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за благодарность человека.

                                                        Литература.

1. Аниферова А.Р., Особенности организации педагогического процесса в группах продлённого дня. – М.: Просвещение, 1992.
2. Бибиков Р.И., Воспитание нравственности и культуры поведения в школе. – М.: Просвещение, 1988.
3. Курганов С.Т., Роль нравственного воспитания в формировании личности. – М.: Просвещение, 1984.