Содержание и значение коррекционных занятий для обучающихся с ОВЗ

КГБОУ  «Заринская общеобразовательная школа-интернат»                                                                     

Воспитатель: Казанцева  Нина Николаевна

г. Заринск 2021

 

Выступление на методическом  

Объединении воспитателей 

 

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема  существенного роста числа детей с нарушениями в психическом  и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.  

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. А дети с ЗПР переживают такой непростой период с определенными особенностями, знать и учитывать которые в процессе обучения должны все участники образовательного процесса. Именно с первых дней ребенка с ЗПР в школе важно осуществлять комплексное сопровождение всеми специалистами образовательного учреждения для того чтобы помочь первоклассникам с ЗПР успешно осваивать учебную программу на всех этапах обучения в школе. И одним из направлений такого комплексного сопровождения важным является психолого-педагогическая коррекция и развитие, проводимое педагогом-психологом регулярно и систематически, опираясь на уровень развития и потребности каждого ребенка в отдельности.  

Общей целью психокоррекционных занятий является применение разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.  

Достижение цели предусматривает  решение ряда задач:

1. Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования  умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений  и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения, восприятия.
2. Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
3. Коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
4. Формирование пространственно-временных ориентировок;
5. Развитие слухо-голосовых координаций;
6. Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
7. Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
8. Обогащение речевого аппарата;
9. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
10. Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
11. Закреплять знания о предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов, закономерности через составление загадок.
12. Формирование нравственных, этических  речевых  эталонов посредством развития восприятия литературных произведений
13. Развитие внимания и памяти (игры и упражнения на внимание, разучивание считалок).
14. Развитие мышления и речи с помощью увеличения объема ЗУНов, активного общения с педагогом
15. Формирование коммуникативных навыков через рефлексию.

Средствами реализации задач данной программы являются все виды деятельности ребенка. Особое место занимает игровая деятельность как ведущий вид деятельности.

Общая коррекционная работа, осуществляемая в  уроках, должна дополняться  на занятиях индивидуальной  коррекцией недостатков, характерной для определенных учащихся. Необходимо осуществить  психолого-педагогическую дифференциацию учащихся  на группы, по возможностям обучения  для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом. Согласно исследованиям В.В.Воронковой, С.А. Мирского, В.В.Эк коррекционная поддержка  и разнообразные виды помощи нужны детям, которые с трудом  усваивают программный курс  по математике, труду, русскому языку.

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет не более 35 минут. На каждый класс выделено 2 занятия в неделю. Количество индивидуальных занятий определяет психолог, исходя из потребностей ученика. Всего программа составлена на 64 часов в каждом классе

Программа составлена с учетом возрастных и  психологических  особенностей детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста, уровня их умений  и навыков.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает  использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом  практически, его потрогать руками, сжать, погладить, и т.д. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы, величины, цветового спектра  и предусматривает данная программа.  Развитие сенсорной системы  тесно связано с развитием моторной системы, соответственно в программу включены задачи совершенствования общей и мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать  материал небольшими дозами, с более постепенным  усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ.

         Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по модульному принципу.

1.Адаптационный модуль «Мы теперь ученики» (принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами). В данный модуль входят следующие занятия: «Знакомство», «Я и мое имя», «Наш класс», «Наша учительница», «Наша школа», «Правила и мы», «Внешний вид», «О вежливости».  На занятиях применяются игры, упражнения, коррекционные сказки, проективные  методы.  Целью  данного модуля является формирование положительного отношения к классу, школе, учителю, создание атмосферы психологической безопасности.

2.Модуль по развитию пространственно-временных отношений Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов. Учащийся должен не только иметь представление о последовательности смены явлений, об их состоянии, но и должен уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций.    В данный модуль входят следующие занятия: «Я умею, я знаю», «В гости к временам года», «Путешествие по месяцам», «Емелина неделя», «Схема тела», «Правильное зеркало», «Пространственные представления» и т.д. На занятиях используются игры, упражнения, коррекционные сказки, просмотр мультфильмов, направленные на формирование и закрепление временных понятий (времена года, месяцы, время суток), ориентирование в схеме тела, пространстве.  

3.Модуль по развитию навыков и совместной деятельности.

У младших школьников с ЗПР формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит с запозданием. Поэтому для  данной категории детей необходимо развитие  коммуникативных умений и навыков.  В  данный модуль входят следующие занятия: «Круг общения», «Слепые фигуры», «Рисунок по кругу», «Доброе животное» и т. д.  На занятиях используются игры  направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека; совместная деятельность (создание коллажа) и т.д.  

4.Модуль по формированию произвольной деятельности и поведения.  Основным способом формирования осознанной саморегуляции являются организация внешних (практических) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный их переход во внутренний план – план собственной регуляции.  Содержание занятий позволяет постепенно усложнять требования к программе действий ребенка, осуществлению и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.  В модуль входят следующие занятия: «Фигурные построения», «Все наоборот», «Слушай хлопки» и т.д. Занятия проходят в форме игр, специальных упражнений.  

5.Модуль по активизации познавательной деятельности, развитию психических процессов

Известно, что для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста характерны такие особенности как трудности восприятия учебного материала, недостатки памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, нарушение  свойств внимания, низкая познавательная активность.  Особенно актуально задача коррекции и развития познавательной активности учащихся стоит в начальной школе.  В соответствии  с задачами программы, индивидуальными особенностями в модуль включены следующие занятия: «Четвертый лишний», «Найди существенное», «Пиктограммы», «Придумай загадку», Подбери пару», «Зашифрованное слово», «Зашумленные картинки» и т.д.       

На занятиях используются игры, упражнения, направленные на увеличение объема внимания,  уровня распределения внимания, усиление концентрации и устойчивости внимания, тренировку переключения, избирательности внимания; упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов; упражнения на осознанное восприятие; упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала; упражнения для использования визуального кода; для коррекции и развития мышления  используются с упражнения, направленные на коррекцию и развитие образного мышления;  абстрактно- логического мышления и т.д.  

6.Модуль по формированию элементарных навыков эмоциональной регуляции.  

В данном модуле важное значение в формировании отношения к себе придается позитивному самоотношению, которое интегрирует в себе самопринятие, самоценность, отраженное самоотношение, интерес, уверенность и т.д.  На занятиях используются упражнения, игры, проективные  методы («Нарисуй автопортрет, «Мои достижения»). Основная часть занятий проходит в форме игр.  Опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика и оптимальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Все разделы программы занятий  взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от первого к четвертому классу.

В результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности школьники должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать и сравнивать  предметы по заданным признакам

—  классифицировать предметы по форме, величине, цвету

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

— давать полное описание объектов и явлений- различать противоположно направленные действия и явления

— определять последовательность событий

— ориентироваться в пространстве

— опосредовать свою деятельность речью.

уметь  выделять существенные признаки предметов

Структура каждого коррекционно-развивающего занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него включены все дети.

2.  Разминка – направлена на создание мотивации для предстоящей деятельности, создания положительного эмоционального фона, улучшение настроения. В этой части применяются элементы тренинговой работы и психогимнастики.

3.  Основная часть – раскрывает содержание главной темы занятия, наполняется играми, упражнениями и заданиями в соответствии с темой и целью конкретного занятия. В этой части применяются разнообразные приемы и техники из различных направление психокоррекционной работы (элементы арт-терапии, сказко-терапии, игро-терапии, музыко-терапии, гештальт-терапии).

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.  

Успешность в обучении создаёт благоприятные условия для личностного развития учащихся, их психического здоровья, успешной социальной адаптации. Поэтому основной целью коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися начальных является формирование функционального базиса для овладения основными школьными навыками: чтением, письмом, математикой.

Своевременная  психолого–педагогическая помощь умственно отсталым учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного  обучения и воспитания.