Публикация для педагогов ДОУ
«Практические рекомендации педагогам дошкольного образования по формированию и развитию
социальной компетентности старших дошкольников».
Подготовила воспитатель:
Погорелова Анна Анатольевна.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутри личностных социальных позиций.
Как же способствовать развитию социальной компетентности дошкольника? Можно предложить воспитателям следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью усвоения моральных форм общества и развития социально – приемлемых форм поведения :
— чаще обсуждать последствия действий ребенка на чувства другого человека;
— подчеркивать сходство между разными людьми
— предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
— вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
— последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
— не повторяйте без конца одни и те же требования, наказания и запреты;
— ясно формулируйте правила поведения, объясняя, почему надо делать так, а не иначе.
Также в группе надо создать необходимые условия: уют и комфорт; гибкий режим дня; учет домашних привычек; индивидуальный подход. Работая с детьми педагогам необходимо знать основные компоненты детской субкультуры :
— духовно-нравственное воспитание (усвоение детьми традиций, ценностей, культуры общества);
— детский правовой кодекс (нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, разнообразнее компоненты детского общения);
— детский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные песни, считалки и др.). В его основе лежат произведения, которые передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия;
— детский юмор (перевертыши, анекдоты, розыгрыши, истории – небылицы);
— своеобразные увлечения : детские коллекционирования и собирательства;
— субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей (философствование, словотворчество, проблематизация, сказочный мир);
— детская картина мира (совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром).Детская субкультура предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его иные миры пространства, в иные логики. Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Педагогам важно помнить, что процесс общения и совместной деятельности осознается каждым из него участником как взаимодействие «на равных», только соблюдая это условия, вы будите способствовать развитию социальной компетентности дошкольника.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Методические рекомендации «Диагностика одаренности. Формы и методы» (RANDOM - 50%)