Конспект интегрированного занятия «Весна пришла!»

Батманова Ольга Витальевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 «Ёлочка» ЗМР РТ»

Республика Татарстан, с.Бело-Безводное

 

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе

«Весна пришла!»

 

Цель: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна».

Задачи:

Развивающие:

развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, внимание, рассуждать;
развивать пальчиковую моторику – умение сочетать речь с движениями (мелкими и общими), развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Образовательные:

дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе, учить видеть характерные особенности времени года, выявлять простейшие причинно-следственные связи;
учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, упражнять в согласовании существительных с числительными, с прилагательными;
закрепить умение детей подбирать антонимы, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;
доставить детям радость и удовлетворение от игр.

 

Оборудование: корзина, набор картинок: проталина, трава, грач, подснежник, капели, ручей; краски.

Раздаточный материал: кораблики, листы для рисования, кисточки, краски.

 

Методические приемы:

Игровые: игровая ситуация, дидактические игры и упражнения «Скажи наоборот», «Солнышко весной», «Ласковое слово». Пальчиковые гимнастики: «Посчитай грачей», «Шаловливые сосульки», «К нам Весна лишь заглянула». Дыхательная гимнастика «Подуй на кораблик». Физкультминутка-игра «Насекомые — птицы».

Подвижная игра «Весна, весна красная»

Словесные: вопросы — ответы, словесное упражнение (подбери слова), чтение стихотворения, использование загадки.
Наглядные

Предварительная работа:

1. Беседы   с детьми о сезонных изменениях весной.

2. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Весна».

3. Чтение детям художественной литературы на весеннюю тематику.

4. Наблюдение за изменениями в природе.

5. Разучивание физкультминуток и  дыхательных упражнений.

 

Ход:

Воспитатель собирает детей вокруг себя:

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Встречи с вами рада я! А вы рады видеть друг друга? Встанем круг.

Приветствие «Мой друг»

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

 

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

А вот о чем мы сегодня будем говорить, догадайтесь сами.

 

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее …
(весна)

В: Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная)

В: После какого времени года наступает весна?

(После зимы).

А вы не перепутаете зиму с весной?

 

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков — подбор антонимов).

 

В: Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

Зима ушла, а весна (пришла).

Зимой снег белый, а весной (серый)

Зимой дни холодные, а весной (теплые)

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

Зимой небо серое, а весной (голубое)

Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

Зимой снег выпадает, а весной (тает).

 

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Давайте поиграем в игру и весну позовем.

 

Подвижная игра «Весна, весна красная»

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,(идут в другую сторону)
С радостью, с радостью, (в центр круга)

С великой милостью: (из центра образовать большой круг)
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки)
С хлебами обильными. (обнять себя)

С цветами лазоревыми, (руки соединяют в бутон)
С травушкой-муравушкой! (пальцы  соединить в замок, показать волну руками)

Дети садятся на стулья

 

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, у нас в группе чудеса происходят, посмотрите, кто-то нам принес корзинку. Давайте, посмотрим что там внутри?

Это волшебные краски, предлагаю нарисовать раннюю весну. А справиться с этим заданием вам помогут мои загадки.

 

В группе стоит мольберт, на  котором будут крепиться разные картинки.

 

Воспитатель: Назовите цвета красок (белый, желтый, коричневый, голубой, зеленый, черный)

 

Желтая краска

 

Воспитатель: Начнем мы с вами картину рисовать  желтой краской. А вот и первая загадка.

 

Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру —
Я глаза скорей протру,
А оно — всё ярче, ярче,
За окном — всё жарче, жарче
Что это такое? —

Дети: Солнце!

Прикрепить солнце к мольберту

 

Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

Солнце: жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное,  веселое, румяное, лучистое, яркое, весеннее,  доброе, большое и т.д.

 

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее.

 

Игра: «Ласковое слово».

— Я вам буду давать мячик, и говорить слово, а вы мне будете отдавать мяч и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.

Ветер – ветерок.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

Птица – птичка

Солнце – солнышко

 

Голубая краска

Воспитатель: Дальше мы будем рисовать голубой краской.

Загадка
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной
(Сосулька)

Воспитатель: Мы знаем веселые стихи про сосульки, прочитаем и с пальчиками поиграем.

Пальчиковая гимнастика

Шаловливые сосульки (Собрать пальчики вместе)

Сели на карниз. (Положить руки на колен)

Шаловливые сосульки (Покрутить кистями рук)

Посмотрели вниз. (Опустить голову вниз)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечам)

Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, 

Кап-кап, дзинь-дзинь.

 

Рисование капели

Воспитатель: Давайте покажем, нарисуем, как получается капель.

(Дети выполняют задание и поизносят слова)

Капли звонко капали,

Все сосульки плакали.

Солнце светит ярко

Нам сосулькам жарко.

С нас течет уже вода.

Мы растаем навсегда.

 

Ребята, наше солнце так пригрело, что весь снег растаял, и потекли звонкие весенние ручьи. И на ваших рисунках тоже бегут ручейки. Что может плавать в ручейках? (кораблики)

 

Дыхательная гимнастика «Подуй на кораблик»

У детей на столах лежат кораблики из бумаги (оригами). Дети берут кораблики,ставят на свой ручеек и дуют на него.

 

Дети садятся на стулья. К мольберту крепятся картинки: капель и ручей.

 

Коричневая краска

 

Воспитатель: Нам надо продолжать рисовать весеннюю картину. Берем коричневую краску.

 

Загадка

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

 

К мольберту крепится картинка проталинки

 

Воспитатель: Как вы понимаете это слово – проталинки? Что это значит?(ответы детей)

Молодцы.  Рисуем нашу картину дальше.

 

Белая краска

 

Загадка
Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

 

К мольберту крепится картинка подснежников

 

Пальчиковая гимнастика

К нам Весна лишь заглянула –(Протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула  (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник  (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

 

Воспитатель: Какие первоцветы вы еще знаете? (мать-и-мачеха, одуванчики)

 

Черная краска

 

В.: Нам Весна принесла черную краску. Что же можно нарисовать черной краской?  Загадка нам поможет.

 

Загадка
Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …(Грач).

 

К мольберту крепится картинка грача

 

Пальчиковая гимнастика.

 Мы лепили куличи.

  Прилетели к нам грачи.

  Первый грач испёк пирог,

  А второй ему помог.

  Третий грач накрыл на стол,

  А четвёртый вымыл пол,

  Пятый долго не зевал

  И пирог у них склевал.

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Выходи грачей считать.

 

Воспитатель: Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете?  Как мы можем помочь птицам весной?

 

 

Игра «Посчитай сколько птиц?»

   

Один – грач

Два – грача

Пять – грачей  

 

Один – скворец

Два – скворца

Пять – скворцов

 

Одина – ласточка

Два – ласточки

Пять – ласточек

 

 

Зеленая краска

 

Загадка

На дворе она растёт,

А на ней лежат дрова.

К солнцу тянется, растёт,

Из земли растёт … трава

 

К мольберту крепится картинка травы

 

Воспитатель: Кто прячется в траве? (насекомые). Назовите насекомых.

 

Физкультминутка-игра «Насекомые — птицы»

 

Воспитатель: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых — то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые еще отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, грачи.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, грачи, воробьи, кузнечики.

 

Воспитатель: Вот какие чудесные весенние картины у нас получились.

Молодцы, дети.  Наградим себя аплодисментами за проделанную работу

 

Итог


— Дети, вам понравились весенние приключения?