Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
С ЗПР на тему: «Поможем Деду морозу»
Шамсиева Мина Абдуллаевна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ д/сад №7 г. Новочеркасска
Цель: создание условий для расширения представлений детей о зиме и ее признаках посредством использования дидактических игр и нетрадиционной техники рисования.
Задачи: Образовательные
Уточнять и закреплять знания о зиме и ее признаках, закреплять название зимних месяцев;
Закреплять пространственные представления (пространственная ориентировка на плоскости, понимание предлогов).
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования;
Закреплять умения нетрадиционного рисования: солью, манкой, ватной палочкой.
Развивающие:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие мышления (умение исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор).
Развитие связной речи, диалогической речи.
Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Воспитательные:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.
Оборудование, наглядный материал: мультимедиа, письмо, снежок для игры, снежинки, аудиозапись, картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки, д/игра: «сложи картину», снежинки для д/упр., палочки, треугольники разного размера для составления елки, нитки, шкатулка,
Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое и художественно – эстетическое.
Предварительная работа: беседа о временах года, о зиме и ее признаках, о предстоящем празднике — Новом годе, рассматривание картинок о зиме, чтение стихов, загадок и пословиц о зиме.
Методические приемы:
— словесный: вопросы, объяснения, поощрения и анализ;
— игровой: п/гимнастика, д/игра: «Сложи картину», «4 – й лишний», Назови ласково», «Времена года», «Выложи елку», физминутка;
— наглядный: образцы, презентация;
— опора на знания детей;
— применение ТСО: мультимедиа,
Предполагаемый результат: желание детей помочь Деду Морозу.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
(Дети вместе с педагогом заходят в группу и здороваются с гостями)
Д-г: Давайте поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся и скажем — Доброе утро! И день будет добрым и прекрасным.
(Дефектолог подводит детей к столу и обращает внимание на конверт, лежащий на столе).
Дефектолог: Ребята, посмотрите, на столе лежит конверт. Мне кажется, его прислали специально для нас. Посмотрим, что в нем?
Дети: Да.
(дефектолог открывает конверт, сообщает, что в нем письмо).
Дефектолог: Ребята, это письмо, а в нем послание. Это письмо от Деда мороза, сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте.
«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в мастерскую. Скоро Новый год, у меня очень много работы и я не успеваю подготовиться к празднику. У меня мешок для подарков не украшен, помогите мне его украсить»
Ребята, он приглашает нас к себе в мастерскую. Вы бывали в мастерской у Д. Мороза?Как вы думаете, когда приходить (в какое время года) к нам Д. Мороз?
Дети: Ответы.
Дефектолог: А хотели бы вы побывать у Д. Мороза в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись, покружились и у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся, а в это время аудиозапись: звуки метели, вьюги, скрип снега).
Дефектолог: Ребята, вот мы и на месте. Посмотрите, елка стоит вся в снежинках. Давайте, возьмем по снежинке и подуем на них, и еще по одной снежинке возьмем и сдуем её с руки.
Дыхательная гимнастика: «Снежинка»
Дефектолог: Мы с вами сдули снежинки, но как же нам найти мастерскую Д. Мороза? Посмотрите, на елке еще 1 снежинка, может она подскажет нам.
Д-г: Ребята, тут что – то написано, нарисован путь к мастерской Д. Морозу с заданиями. Вы готовы выполнять все задания, которые нам приготовили?
(Ответы детей).
Дефектолог: Ну что, в путь!
Задание №1. Д//игра: «Сложи картину»
Дефектолог: Посмотрите, на столах разбросанные детали картинок. Ребята, вам придется собрать их и узнать, что за предметы там нарисованы. (Работа детей)
Дефектолог: Ребята, что у вас получилось?
(Ответы детей)
(У каждого ребенка предмет, соответствующий времени года «Зима», а у одного предмет из другого времени года: санки, снеговик, елка, велосипед)
Дефектолог: К какому времени года относятся эти предметы?
Дети: Зиме.
Дефектолог: Ребята, все картины относятся к зиме?
(Ответы детей)
Дефектолог: Велосипед здесь лишний. Поиграем в игру: «4-й лишний», чтобы все дети знали, что относится к зиме, а что нет.
Дефектолог: Сейчас вы знаете, что относится к зиме, а что нет. И говорить сегодня мы будем о зиме. Это будет у нас 2 задание. (картинки – времена года, зимние месяцы на экране).
Задание №2. Д/игра: «Времена года»
Дефектолог: Ребята, посмотрите на экран и скажите, какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?
(Ответы детей)
Дефектолог: Есть у зимы три брата, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).
— Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
(Ответы детей)
Дефектолог: Молодцы, теперь вспомните, что бывает зимой? Назовите, зимние приметы по картинкам. (Ответы детей)
Задание №3 Д/игра «Назови ласково».
Дефектолог: Хоть зимой и холодно, но мы все равно любим её и ласково называем как?
Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.
Зима – зимушка Горка — горочка
Санки — саночки Снег — снежок
Лёд – ледок Снеговик — снеговичок
Ветер – ветерок Холод — холодок
Шапка – шапочка Мороз — морозец
Д-г: Молодцы, ребята, вы устали, наверное? Разомнемся немного.
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег — снежок, снег – снежок
По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег — снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег — снежок, снег – снежок замело дорожки. (Плавно качают руками вправо — влево).
Снег — снежок, снег – снежок тает на ладошке. (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем. («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.
Дефектолог: Молодцы, ребята! Ну что, согрелись? (Ответы детей)
Дефектолог: Ребята, это будет последним заданием. Елка просит нас сделать ей подружек, елочек, а то ей скучно одной в лесу. Вы согласны?
Дети: (Ответы детей)
Дефектолог: Проходите, садитесь за стол. У каждого на столе есть то, из чего можно сделать елку. Владик выложит елку из палочек, Эмма из ниток, Макар из треугольников.
Задание №4. Игра: «Выложи елочку»
(Работа детей, по необходимости педагог помогает детям)
Дефектолог: Ребята, молодцы, елка нам подсказала, как добраться до мастерской, а мы ей подружек выложили.
Дефектолог: Вот мы и дошли до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге. Ну что готовы? Снег какой? – мягкий, белый, пушистый…
Дефектолог: Молодцы, ребята! Вы всё верно сказали и дверь в мастерскую открыта для вас.
(В мастерской детей встречает Зима — матушка)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Ответы детей).
Воспитатель: Я – Зима – матушка! У Деда Мороза много работы перед Новым годом, он меня предупредил, что он у вас помощи попросил. Проходите и присаживайтесь за столы, я все приготовила для работы. Посмотрите, что у вас на столах лежат? (листочки). Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).
Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).
Правильно. С помощью клея и соли.
(Показ выполнения работы педагогом).
Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И… сломаем. (Топают.)
Самостоятельная деятельность детей.
(Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой. Во время работы звучит музыка).
Рефлексия:
Дефектолог: Ребята, у кого в гостях мы были? Что делали по дороге? Что больше всего вам понравилось? О каком времени года говорили? Кому помогли?
Ответы детей
Сегодня вы очень старались,
Так хорошо занимались.
Я хочу вас наградить,
Волшебство для вас совершить.
В шкатулочку снежинки положите
И волшебные слова произнесите
«Раз, два, три,
Снежинки в сюрприз преврати!»
(Деф. кладет снежинки в сундук, вместе с детьми произносит волшебные слова)
Открывает сундук и раздает детям призы.
Дефектолог: Понравился вам сюрприз от Д. Мороза? Молодцы. Вы сегодня были внимательными, находчивыми и показали, что вы много знаете про зимнее время года.
- Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с родителями «Музыка, песок и камни» (50%)
- Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Вместе весело играть с Шипелочкой, Свистелочкой и Рычалочкой» (50%)
- Развлечение «Осень в гостях у ребят» (для детей подготовительной группы) (50%)
- Проект «Театральная неделя» для старшей и подготовительной группы (50%)
- Конспект родительского собрания «День за днем говорим и растем! » по форме семинара – практикума «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков» (50%)
- НОД по физической культуре (RANDOM - 50%)