Конспект интегрированного занятия на тему: «Поможем Деду Морозу»

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

С ЗПР  на тему: «Поможем Деду морозу»

Шамсиева Мина Абдуллаевна,

учитель-дефектолог,

МБДОУ д/сад №7 г. Новочеркасска

 

Цель: создание условий для расширения представлений детей о зиме и ее признаках посредством  использования дидактических игр и нетрадиционной техники рисования.

Задачи: Образовательные

Уточнять и закреплять знания о зиме и ее признаках, закреплять название зимних месяцев;

Закреплять пространственные представления (пространственная ориентировка на плоскости, понимание предлогов).

Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования;

Закреплять умения  нетрадиционного рисования: солью, манкой, ватной палочкой.

Развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

Развитие мышления (умение исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор).

Развитие связной речи, диалогической речи.

Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные:

Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.

Оборудование, наглядный материал: мультимедиа, письмо, снежок для игры, снежинки, аудиозапись, картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки, д/игра: «сложи картину»,  снежинки для д/упр., палочки, треугольники разного размера для составления елки, нитки, шкатулка,

Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое и художественно – эстетическое.

Предварительная работа: беседа о временах года, о зиме и ее признаках, о предстоящем празднике — Новом годе, рассматривание картинок о зиме, чтение стихов, загадок и пословиц о зиме.

Методические приемы:

— словесный: вопросы, объяснения, поощрения и анализ;

— игровой: п/гимнастика, д/игра: «Сложи картину», «4 – й лишний», Назови ласково», «Времена года», «Выложи елку», физминутка;

— наглядный: образцы, презентация;

— опора на знания детей;

— применение ТСО: мультимедиа,

Предполагаемый результат: желание детей помочь Деду Морозу.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент:

(Дети вместе с педагогом заходят в группу и здороваются с гостями)

Д-г: Давайте поприветствуем друг друга:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся и скажем Доброе утро! И день будет добрым и прекрасным.

(Дефектолог подводит детей к столу и обращает внимание на конверт, лежащий на столе).  

Дефектолог: Ребята, посмотрите, на столе лежит конверт. Мне кажется, его прислали специально для нас. Посмотрим, что в нем?

Дети: Да.

(дефектолог открывает конверт, сообщает, что в нем письмо).

Дефектолог: Ребята, это письмо, а в нем послание. Это письмо от Деда мороза, сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте.

«Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в мастерскую. Скоро Новый год, у меня очень много работы и я не успеваю подготовиться к празднику. У меня мешок для подарков не украшен, помогите мне его украсить»

Ребята, он приглашает нас к себе в мастерскую. Вы бывали в мастерской у Д. Мороза?Как вы думаете, когда приходить (в какое время года) к нам Д. Мороз?

Дети: Ответы.

Дефектолог: А хотели бы вы побывать у Д. Мороза в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись, покружились и у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся, а в это время аудиозапись: звуки метели, вьюги, скрип снега).

Дефектолог: Ребята, вот мы и на месте. Посмотрите, елка стоит вся в снежинках. Давайте, возьмем по снежинке и подуем на них, и еще по одной снежинке возьмем и сдуем её с руки.

Дыхательная гимнастика: «Снежинка»

Дефектолог: Мы с вами сдули снежинки, но как же нам найти мастерскую Д. Мороза? Посмотрите, на елке еще 1 снежинка, может она подскажет нам.

Д-г: Ребята, тут что – то написано, нарисован путь к мастерской Д. Морозу с заданиями. Вы готовы выполнять все задания, которые нам приготовили?

(Ответы детей).

Дефектолог: Ну что, в путь!

Задание №1. Д//игра: «Сложи картину»

Дефектолог: Посмотрите, на столах разбросанные детали картинок. Ребята, вам придется собрать их и узнать, что за предметы там нарисованы. (Работа детей)

Дефектолог: Ребята, что у вас получилось?

(Ответы детей)

(У каждого ребенка предмет, соответствующий времени года «Зима», а у одного предмет из другого времени года: санки, снеговик, елка, велосипед)

Дефектолог: К какому времени  года относятся эти предметы?

Дети: Зиме.

Дефектолог: Ребята, все картины относятся к зиме?

(Ответы детей)

Дефектолог: Велосипед здесь лишний. Поиграем в игру: «4-й лишний», чтобы все дети знали, что относится к зиме, а что нет.

Дефектолог: Сейчас вы знаете, что относится к зиме, а что нет. И говорить сегодня мы будем о зиме.  Это будет у нас 2 задание. (картинки – времена года, зимние месяцы на экране).

Задание №2. Д/игра: «Времена года»

Дефектолог: Ребята, посмотрите на экран и скажите,  какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?

(Ответы детей)

Дефектолог: Есть у зимы три брата, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?

(Ответы детей)

Дефектолог: Молодцы, теперь вспомните, что бывает зимой? Назовите, зимние приметы по картинкам. (Ответы детей)

Задание №3 Д/игра «Назови ласково».

Дефектолог: Хоть зимой и холодно, но мы все равно любим её и ласково называем как?

Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.           

 Зима – зимушка                                    Горка — горочка
 Санки — саночки                                    Снег — снежок                            
 Лёд – ледок                                           Снеговик — снеговичок
 Ветер – ветерок                                    Холод — холодок

Шапка – шапочка                                 Мороз — морозец
Д-г: Молодцы, ребята, вы устали, наверное? Разомнемся немного. 

 

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег — снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег — снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег — снежок, снег – снежок замело дорожки.  (Плавно качают руками вправо — влево).
Снег — снежок, снег – снежок тает на ладошке.  (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.  («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Дефектолог: Молодцы, ребята! Ну что, согрелись? (Ответы детей)

Дефектолог: Ребята, это будет последним заданием. Елка просит нас сделать ей подружек, елочек, а то ей скучно одной в лесу. Вы согласны? 

Дети: (Ответы детей)

Дефектолог: Проходите, садитесь за стол. У каждого на столе есть то, из чего можно сделать елку. Владик выложит елку из палочек, Эмма из ниток, Макар из треугольников.

Задание №4. Игра: «Выложи елочку»

(Работа детей, по необходимости педагог помогает детям)

Дефектолог: Ребята, молодцы, елка нам подсказала, как добраться до мастерской, а мы ей подружек выложили.

Дефектолог: Вот мы и дошли до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге. Ну что готовы? Снег какой? – мягкий, белый, пушистый…

Дефектолог: Молодцы, ребята! Вы всё верно сказали и дверь в мастерскую открыта для вас.

(В мастерской детей встречает Зима — матушка)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Ответы детей).

Воспитатель: Я – Зима – матушка! У Деда Мороза много работы перед Новым годом, он меня предупредил, что он у вас помощи попросил. Проходите и присаживайтесь за столы, я все приготовила для работы. Посмотрите, что у вас на столах лежат? (листочки). Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

     Раз, два, три, четыре,                   (Загибают пальчики, начиная с большого пальца)

     Мы с тобой снежок слепили.      («Лепят», меняя положение ладоней.)

     Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

     И совсем-совсем не сладкий.       (Грозят пальчиком.)

     Раз — подбросим.                         (Подбрасывают воображаемый снежок.)

     Два — поймаем.                            (Ловят воображаемый снежок.)

     Три — уроним                               (Роняют воображаемый снежок.)

     И… сломаем.                                  (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.  

(Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой. Во время работы звучит музыка).

Рефлексия:

Дефектолог: Ребята, у кого в гостях мы были? Что делали по дороге? Что больше всего вам понравилось? О каком времени года говорили? Кому помогли?

Ответы детей

Сегодня вы очень старались,

Так хорошо занимались.

Я хочу вас наградить,

Волшебство для вас совершить.

В шкатулочку снежинки положите

И волшебные слова произнесите

«Раз, два, три,

Снежинки в сюрприз преврати!»

(Деф. кладет снежинки в сундук, вместе с детьми произносит волшебные слова)

Открывает сундук и раздает детям призы.
Дефектолог: Понравился вам сюрприз от Д. Мороза? Молодцы. Вы сегодня были внимательными, находчивыми и показали, что вы много знаете про зимнее время года.