Мастер — класс для педагогов ДОУ «Театральная разминка»

Выполнила: Н. А. Березикова

МБДОУ «Детский сад №262» общеразвивающего вида

Барнаул, 2023

 

 

Актуальность

                 Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что в условиях перехода на ФГОС ДО и в соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

       Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности  в работе с детьми.

Задачи:
-побудить коллег к широкому использованию театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития ребенка.

Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас я проведу мастер- класс на тему «Театральная разминка».

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной  деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций, постановкой спектаклей. Сегодня я предлагаю вашему вниманию ряд тренинговых упражнений и этюдов, методов и приемов, способствующих развитию речевого аппарата, речевых умений и навыков, памяти, воображения.  

1. Наше занятие с детьми начинается с разминки на создание хорошего настроения, благоприятной атмосферы.

Упражнение «Я самый лучший» (с воздушным шариком).  Подумать, какими самыми лучшими чертами характера и способностями вы обладаете, говорить подкидывая шарик, стараясь его не уронить.

«Я испытываю радость…» Вспомнить, когда или от чего вы испытываете чувство радости, говорить,  перекидывая шарик, желательно не повторяться.
Ритуал приветствия «Здравствуй, друг! »

Дети стоят в кругу, педагог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Упражнение «Настроение в кармашке». Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу.

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка.

(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти»)

Эти игровые приемы позволяют созданию комфортной обстановки для дальнейшей деятельности; способствуют повышению  самооценки каждого из участников, умению видеть в себе индивидуальность, уникальность, талант, возможность ощутить себя привлекательным для окружающих.

2. Следующий прием- это упражнение на снятие мышечного напряжения.Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующие  упражнения.

Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная  со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».  

 

Игра «Ледышки и веснушки».

Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

Вам надо поделиться на две команды – одна команда «ледышек», а вторая команда «веснушек»! Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно – запомните членов своей команды. По моей команде «Начали! » все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате кружась. Когда я хлопну в ладоши два раза – замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек».

Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы педагогов)
3.  Переходим к следующему приему- упражнению на развитие памяти. Память имеет важное  значение в театрализованной деятельности. Дети должны хорошо запоминать материал для того, чтобы им было не трудно выполнять пожелания педагога и ставить сценки или спектакли.
Цель этого приема — развитие внимания и памяти.

Театральная игра «Веселые обезьянки»

 

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

 

Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:

 

 Над лучами, над водой

 Хлынул дождик проливной.

 А потом повисло

 В небе коромысло.

 Ребятишек радует

 Золотая радуга.

 (М. Лопыгина. Радуга)

 

 «Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

 

4. Следующее упражнение – на развитие воображения. Его цель- это развитие фантазии, творческой активности. Ребенок не должен мыслить односторонне, банально. Для этого существует это упражнение.

Игра «Поехали-поехали»

 

 Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача  водящего — говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая «Поехали-поехали». Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит «Самолет!», а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть «Нога!», а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.

 

Театральная игра «Угадай, что я делаю»

 

 Цель. Развивать память, воображение детей.

 

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

 

 — стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);

 — стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);

 — сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

 — наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

 

Театральная игра «Превращение предмета»

 

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

 

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

 

 Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

 

  карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

  маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

  записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

 Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.

 

 

Театральная игра «Поварята»

 

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. — для салата.

Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):

 

 Сварить можем быстро мы борщ или суп

 И вкусную кашу из нескольких круп,

 Нарезать салат и простой винегрет,

 Компот приготовить — вот славный обед.

 

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

 

5. Переходим к следующему приему — это пальчиковая гимнастика. Как известно, на кончиках пальчиков располагаются рецепторы, которые тесно связаны с работой головного мозга. Чем активнее мы заставляем работать наши пальцы, тем лучше работает и развивается головной мозг.
Цель этого упражнения- развитие мелкой моторики пальцев.

Игра «Солдаты» (пальчиковый  игротренинг)

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом).

Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом).

Средние пальцы — папа (говорит низким голосом).

Указательные пальцы — солдаты (говорят басом).

Скрещенные большие пальцы — порог избы.

Ночь. В избе все спят. Раздается стук.

Солдаты. Тук-тук!        Указательные пальцы постуки-

вают друг о друга.

Дети. Кто там?                Мизинцы постукивают друг о

друга.

Солдаты. Два солдата. Указательные пальцы постуки-

Пришли переночевать!    вают друг о друга.

Дети. Спросим у мамы. Мизинцы постукивают друг о

Мама!                                    друга.

Мама. Что, дети?            Безымянные пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Два солдата.         Мизинцы постукивают друг о друга

Пришли переночевать!  

Мама. Спросите у папы! Безымянные пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Папа!                      Мизинцы постукивают друг о друга.

Папа. Что, дети?             Средние пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Два солдата.         Мизинцы постукивают друг о друга 

Пришли переночевать,    

Папа. Впустите!              Средние пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Входите!                 Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты. Ах,                 Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.

Какая благодать,              

Что пустили ночевать!    

Войдем!

Сомкнутые ладони повернуть пальцами к груди, затем следует быстрый оборот рук на 180″ так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед


6. А теперь проведем упражнение на развитие мимики. Что такое мимика? (Ответы) Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние, например- радость, грусть.
Цель этого упражнения- развить выразительные движения мышц лица.
(Проводится упражнение).

7.Следующий прием- упражнение  на развитие пластики.
Что такое пластика? (Ответы) Способность принимать любую внешнюю форму.
Цель этого упражнения- развить выразительность, изящность движений.
(Проводится упражнение).

8. Переходим к приему упражнениям на развитие пантомимы и жестов.
Что такое пантомима? (Ответ) Передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом.
Цель — развивать выразительные движения тела и лица.

Упражнения, связанные с пантомимой нужны прежде всего для того, чтобы дети не выполняли движения как куклы и роботы. Понятие пантомимы прежде всего связано с понятием жестов. Жесты- движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Жесты бывают следующие: «иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие», «благодарность» и т. д.
(Проводятся упражнения на изображение пантомимы).

Игра: » Пантомима»

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

—  Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга!

 

Игра-пантомима«Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель:  развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,                      Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.                Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки,          А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.                 Семена посеет ловко

А весною в огород                         И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

• развивать мимику и пластические способности детей;

• развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

 

9. Следующий прием, используемый как средство выразительности в театральном искусстве- это работа  над артикуляцией, голосом,  интонационной выразительностью, развитием  речевого общения.

Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

Речь — неотъемлемая часть театрального искусства. Дополняет мимику, жесты, делает образ героя полнее, интереснее. Добиться хорошей речи можно с помощью упражнений на развитие артикуляции и дикции. Цель упражнений по развитию речи -развивать четкость речи. Проводятся упражнения на развитие артикуляции и дикции, в том числе на произношение скороговорок, чистоговорок.

Маша кашу не доела, Маше каша надоела.

От топота копыт пыль по полю летит.

Цель упражнений на интонационную выразительность- способность в речи отличать оттенки настроений и эмоций. (Проводятся упражнения на интонационную выразительность). «Внимание, внимание! Приглашаем всех на представление!)
Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка…

Картошка — матрешка, морошка, кошка…

Печь — меч, течь, лечь…

Лягушка — квакушка, подружка, кружка…

Зайчик — пальчик, мальчик…

Мышь — тишь, камыш, шуршишь…

Кошка — мошка, блошка, плошка…

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок…

Снежинка — пушинка, пружинка…

 

10. Теперь переходим к специфическому приему театрализованной деятельности- к театрализованным играм. В чем отличие их от сюжетно-ролевых? (Ответы) В сюжетно- ролевых играх нет конечного результата и дети берут явления из жизни, а театрализованных играх сюжеты берутся из литературных произведений и есть конечный результат- поставленная сценка, спектакль. К театрализованным играм относится и театральный этюд-упражнение для развития технических навыков. Их цель- развитие воображения детей, обучение воображению различных эмоций.
(Проводятся постановки театральных этюдов на мимику, пластику, интонационную выразительность)

К театрализованным же играм относятся и музыкальные игры. Их цель- развивать музыкальные способности, умение воспроизводить роли в игре, развитие эмоционального отклика.


Театральная игра «Любитель-рыболов»

 

Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Ход:

 1. Этюд «Любитель-рыболов».

2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель-рыболов», муз. Н. Старокадомского, ел. А. Барто.

 

Дети сидят в творческом полукруге. Педагог спрашивает: «Кто такой рыболов? (Человек, который любит проводить свободное от работы время на озере, на реке за удочкой.) Поэтесса Агния Барто написала стихотворение «Любитель-рыболов», а композитор Старокадомский сочинил музыку к этим словам. Послушайте эту песенку».

 

Педагог исполняет песню «Любитель-рыболов»:

 

 С утра сидит на озере

 Любитель-рыболов,

 Сидит, мурлычет песенку,

 А песенка без слов:

 Песенка чудесная —

 И радость в ней, и грусть,

 И знает эту песенку

 Вся рыба наизусть.

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля.

 Как песня начинается,

 Вся рыба расплывается.

 Озеро глубокое,

 Удачный будет лов.

 Сейчас поймает окуня

 Любитель-рыболов.

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля.

 

Этюд «Любитель-рыболов».

 

Дети изображают, как собираются на рыбалку и берут с собой удочку, банку для червей, ведро для пойманной рыбы. Они идут по воображаемому лугу, останавливаются, кладут удочки, ведро, копают червяков и складывают их в банку.

 

Одним из важных элементов театрализованных игр является постановка сценок, сюжетов, сказок. Их цель- учиться самостоятельно создавать образ персонажей, развивать эмоции, умение их выражать, учить передавать разные черты характера, развивать умение самостоятельно придумывать образы героев.

III. Заключительная часть. Рефлексия.  

Предлагаю  закончить  по-театральному, этюдом на развитие интонационной выразительности. А.С. Макаренко говорил, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 18 различными интонациями. Попробуем и мы. Скажем фразу «Было интересно» с различными смысловыми и эмоциональными оттенками: восклицательно, вопросительно, удивленно, ошеломленно, иронически, сатирически, патетически, любовно, безразлично, саркастически, униженно, насмешливо, прокурорски, жестко, пренебрежительно, просительно, презрительно, снисходительно, по-командирски.  (Этюд «Было интересно» )

«Я делюсь с вами»

Воспитатель  рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже! ».

Воспитатель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже! »

Воспитатель: «я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже»

Воспитатель: «я радуюсь». Дети: «мы тоже! »

Воспитатель: «Я прыгаю от счастья!». Дети: «Мы тоже!»

Воспитатель: «Я вас люблю!». Дети: «Мы тоже! »

Воспитатель: «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? (ДА)

Приятных вам эмоций!

Рекомендую использовать предложенные игры и упражнения по театрализованной  деятельности в своей работе с детьми, в написании плана образовательной деятельности. Особо хочу отметить, чтобы вы обращали внимание на принципы индивидуального творчества и всеобщего участия.

Спасибо за вашу смелость, артистичность! Мне было с вами интересно работать и приМастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.

Мастер-класс для педагогов ДОУ рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 30 минут. Занятие для педагогов включает в себя две части: организационную и практическую.

 

                            мастер-класса

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть

Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.

— Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

— Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

— Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры.
Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.
Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

2. Мастер-класс для педагогов ДОУ: практическая часть

1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

Упражнение «Знакомство».

Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.

Упражнение «Десять секунд».

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5-15 минут.

Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;
по стилю обуви;
по длине волос;
по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
по цвету брюк и юбок;
по цвету глаз;
по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

2. Игра «Дождь в лесу».

Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.

— В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

3. Упражнение «Мы – команда!».

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:

квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.

4. Игра «Медведь перед дровосеками».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Ведущий: — Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки.

— А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.

— Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

— Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас — выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…

5. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».

Ведущий: — Дотроньтесь до желтого!

Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.

6.  Упражнение “Группа”.

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности: “Внимание! На нас напали пещерные львы!».

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется.

Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

7. Релаксация «Заброшенный сад».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 10 минут.

Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.

Ведущий: — Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

— Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно, Вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

— Когда Вы устанете и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните с той, которой Ваша рука еще не касалась. Теперь скажите саду «До свидания!» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

8. Притча.

Ведущий: — Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и, прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.

Восточная притча «Пророк и длинные ложки».

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.

«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.

Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»

Ведущий: — «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

— Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.

Мастер-класс для педагогов в ДОУ подошел к завершению. После него можно провести небольшое обсуждение, на котором участники мастер-класс попытаются ответить на вопросы: «Насколько мастер-класс был полезен? Что они для себя открыли?» и прочее.