Изучение зарубежной литературы в контексте обязательного школьного полного, а также начального и среднего профессионального образования

Симонова С. Г. преподаватель, ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова», г. Златоуст, Челябинская обл.

 

Для литературы, как и вообще для всей культуры, необходим планетарный диалог, и изучение литературы отечественной в контексте мировой, в сопоставлении с инонациональной литературой ещё ярче оттеняет её мировое значение и, одновременно, национальное своеобразие. В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература, где есть значительный раздел — литература зарубежных стран, что способствует расширению и углубле­нию гуманитарных знаний школьников, откры­вая перспективы более ясного представления о ми­ровом литературном процессе и роли в нем отече­ственной литературы.                                                          В соответствии с программой изучение зарубеж­ной литературы в средней общеобразовательной школе строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-лите­ратурного, литературно-теоретического и культу­рологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.                                             Цели раздела «Зарубежная литература» со­ответствуют основным целям литературного об­разования. Эти цели направлены на формирование нравст­венных позиций и обогащение духовного мира личности, на развитии эстетического вкуса уча­щихся, на умение свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному, на подготовку к восприятию произведений писате­лей разных стран в контексте мирового литера­турного процесса.
Для достижения этих целей ставятся задачи: расширить представления учащихся о литературном     процессе; научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному        направлению; привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур; вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора; обратить внимание на преемственность традиций и их обновление; раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера; содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров; использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания         учащихся.
Представленные в программе произведения рас­сматриваются в общелитературном контексте с учётом взаимодействия русской и зарубежной ли­тературы, что абсолютно оправданно, ибо для представления яркой картины мира необходимы межпредметные связи: литера­тура и история, литература и художественная культура.                                                      Знакомство с зарубежной литературой и её изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рас­сматривается в движении от древности к после­дующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнес­ти рассматриваемый материал с явлениями рус­ской литературы.                           В старших классах средних общеобразовательных школах и на 1-2 курсах колледжей и техникумов профессорско-преподавательский состав рекомендует прочитать некоторые произведения зарубежной литературы:

Акутагава Рюноскэ. Новеллы.
Ануй Ж. Жаворонок
Апдайк Дж. Кентавр
Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон
Беккет С. В ожидании Годо
Белль Г. Глазами клоуна
Борхес Х.Л. Рассказы. Эссе
Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. Новеллы
Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети
Вишневский Я. Одиночество в Сети. Повторение судьбы
Вулф В. Миссис Деллоуей
Гамсун Кнут. Пан. Смерть Глана
Гарсиа ЛоркаФ. Поэзии
Гарсиа Маркес Г. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества
Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка
Гессе Г. Степной волк
Голдинг В. Повелитель мух
Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах
Джойс Дж. Портрет художника в юности
Драйзер Т. Американская трагедия
Дюрренматт Ф. Гостина старой дамы. Физики
Эко У. Имя розы. Маятник Фуко
Ибсен Г. Кукольный дом
Элиот Т.С. Поэзии
Элюар П. Поэзии
Зюскинд П. Запахи, или История одного убийцы
Коэльо П. Алхимик. Дневник мага. Книга воина света
Кортасар X. Игра в классики
Кальвино И. Когда одной зимней ночью путник …
Камю А. Миф о Сизифе
Лондон Джек. Мартин Иден
Манн Т. Доктор Фаустус. Марио и волшебник
Моэм С. Театр
Моруа А. Беллетризованные биографии писателей
Оден В.Г. Поэзии
Оруэлл Дж. 1984. Скотоферма
Павич М. Хазарский словарь. Рассказ
Пруст М. В поисках утраченного времени
Рансмайр К. Последний мир
Ремарк Е.М. Три товарища
Сартр Ж. П. Мухи
Сэлинджер Дж. Ловец во ржи
Сен-Жон Перс. Поэзия
Сименон Ж. Записки Мегрэ
Тувим Ю. Стихотворения
Фаулз Дж. Маг. Коллекционер
Фриш М. Санта-Крус
Фолкнер В. Медведь.
Хаксли О.Л Прекрасный новый мир
Хемингуэй Э. По ком звонит колокол.
Цвейг С. Новеллы. Беллетризованные биографии писателей
Чапек К. Фабрика абсолюта
Шолом-Алейхем. Песня Песней. Рассказ
Шоу Дж. Б. Пигмалион

В школьной программе и в программе по литературе для 1 курса колледжей и техникумов, рекомендуемые для прочтения, анализа и обсуждения как в аудитории так и самостоятельно, как видно из короткого обзора, присутствуют, в основном, классики зарубежной литературы. А что думают сами старшеклассники и студенты 1-2 курсов колледжа имени П. П. Аносова о необходимости, качестве и объёмах изучения зарубежной литературе в контексте изучения мировой литературы. Представим некоторые данные, полученные при опросе старшеклассников и студентов 1-2 курсов колледжа имени П. П. Аносова:

1.Часто ли вы приобретаете книги? (Укажите как часто)

2. Где вы чаще всего приобретаете книги?

3. В каких целях вы приобретайте книги?

4. Что является для вас основным источником информации о книжных новинках?

5. Какие литературные издания вы знаете. (Укажите 1-2 издания)

6. Какие жанры художественной литературы вы предпочитаете? (укажите 2-3 жанра)

7. Какие жанры художественной литературы вам не нравятся?

8. Какие жанры нехудожественной литературы вы предпочитаете?

9. Какие жанры нехудожественной литературы вам не нравятся?

Подавляющее большинство подростков в возрасте 15-18 лет (69%) покупают книги не реже одного раза в месяц, ещё около трети покупателей (31%) приобретают книги раз в 2-3 месяца. Популярными местами покупки являются книжные супермаркеты (53%), небольшие книжные магазины (28%) и Интернет-магазины (15%). Любопытно отметить, что около 4% покупателей книг получают книги посредством буккросинга.                        22% покупателей приобретают книги для своей домашней библиотеки. Многие покупают книги для учебы (15%) и для разового прочтения (20%). Треть опрошенных приобретает книги для детей (16%), в подарок (13%) или для работы (14%). И только для 2% принявших участие в исследовании, основным мотивом покупки книги назвали буккросинг. Для 74% большинства покупателей книг в возрасте 15-18 лет основным источником получения информации о новинках на книжном рынке является Интернет. Еще около 26% опрошенных узнает о книжных новинках от друзей и родственников. Интересно, что молодежь в возрасте 15-18 лет несколько реже узнает о появлении новых книг от родственников (47%), из печатных изданий (36%), а также по телевиденью или радио (17%). Среди книжных издательств самыми известными оказались «Эксмо», «АСТ», «Проспект», «Академия» и «Дрофа». Издательство «Эксмо» знают более трети респондентов (44%), при этом только половина из них (43%) назвали его при первом упоминании. На втором месте с небольшим отставанием идет издательство «АСТ» (42% и 41% соответственно). Издательство «Дрофа», которое назвало 14% опрошенных и только около 16% вспомнили его при первом упоминании. Наиболее популярными направлениями художественной литературы среди покупателей книг являются научная фантастика (38%), современная и классическая зарубежная литература (32% и 30% соответственно). Наименее интересными жанрами для покупателей книг являются женская проза (40%), мемуары и воспоминания (40%), поэзия (20%). Среди жанров нехудожественной литературы наиболее интересными для покупателей книг являются книги по медицине (38%), детские рассказы (31%), книги по философии (20%), книги по искусству, а также фольклор и мифы (по 11%). При этом наименьший интерес у респондентов вызывают энциклопедии (37%), научные журналы (34%) и развивающие книги для детей (29%). Полученные данные после проведения анкетирования следует учесть, преподавателям, и тем, кто работает, непосредственно с молодёжью, в том числе и продавцов книжных магазинов и бутиков.