Конспект занятия по ФЭМП «Математика в мире профессий»

Шамсиева Мина Абдуллаевна

Учитель-дефектолог

 

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП 

Тема: «Математика в мире профессий

Цель: создание условий для закрепления математических знаний посредством ознакомления детей с профессиями;

Задачи: Образовательные: познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение математики в трудовой деятельности человека;

уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессиипродавца, строителя, лётчика, закройщика и учителя;

упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

умение выделять при измерении части предмета, равную условной мере.

Развивающие: развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к человеку труда;

воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Демонстрационный материал : картинки с изображением профессии- учитель, закройщик, лётчик, продавец ; шапочки-числа 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10;

Раздаточный материал : карточки-задания на каждого ребёнка, полоска бумаги, линейка, простой карандаш, ножницы, клей. Половина листа А4 с изображением  «манекена», карточки «домики», конфетки с примерами.

Ход занятия: (Дети встают в круг)

Педагог: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. ДОБРОЕ УТРО!

Педагог: Ребята, скажите, какое сейчас время года?

— Назовите все времена года.

— Сколько месяцев в году?

— Какой сейчас месяц?

— Назовите весенние месяцы (летние, осенние, зимние);

— Назовите их по порядку;

— Какой сегодня день недели?

Какой был вчера?

— Какой будет завтра?

— Сколько дней в неделе?

— Сколько в неделе выходных?

— Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника;

(Ответы детей)

Педагог: Ребята, что длиннее неделя или месяц (Почему вы так считаете).

Дети: Месяц! (рассуждения детей)

Педагог: Все готовы к занятию?

Какое число я задумала, если оно на один больше 7 и на один меньше 9.

Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень; (Почему)

б) один, два, три, круг, четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

Организационный момент.

Педагог: Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?

Дети. Да!

Педагог: А кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?

Дети. Да!

Педагог: А кто с математикой дружен, нам сегодня нужен?

Дети. Да!

Педагог: А таким ребятам хвала и честь,

А такие ребята у нас есть?

Дети. Да!

Педагог: Ребята, скажите, какие три вещи нельзя вернуть?

Дети: Время, возможность, слово.

    Педагог: Правильно. Поэтому я вам желаю не терять время, пользоваться возможностью и запоминать то, чему вас учат в детском саду.

Ребята, посмотрите на доску, вы видите картинки. У меня к вам вопрос, на какую тему мы будем с вами говорить?

Дети: Профессии

Педагог: Правильно «Профессии»

Какие профессии знаете вы, и что такое профессия?

Дети: Профессия — это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Профессия – это труд, который требует специальной подготовки.

Педагог: Как вы думаете, людям всех профессий математика нужна или нет(ответы детей).

Педагог: Как вы понимаете фразу «Математика важна — всем профессиям нужна»? (ответы детей).

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами постараемся подтвердить эти слова. Каждый из вас сегодня примерить на себя ту или иную профессию и может быть убедиться, что действительно «Математика важна — всем профессиям нужна»

Проходите за столы.  Сначала проведём разминку.

Разминка «Мозговой штурм»

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько «глаз» у светофора?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько солнышек на небе ночью?

Сколько цветов у радуги?

Сколько лап у двух собак?

Сколько выходных в неделе?

Сколько хвостов у семи ослов?

Сколько ушей у пяти малышей?

Сколько человек тянули репку в сказке «Репка»?

Сколько пальцев на правой руке?

Сколько орехов в пустом стакане?

Чего на свете больше: яблок или фруктов?

Молодцы! Вас каждого можно назвать «Умная голова».

Педагог: Ребята, я сейчас скажу фразу, а вы ответьте, человек какой профессии мог сказать эти слова: «Дети, здравствуйте, откройте учебник на странице 25, прочитайте задание» (ответ детей — учитель).

Педагог: Правильно – учитель (показ картинки с изображением учителя)

Надо ли учителю знать математику(ответы детей).  Учитель учит писать цифры, решать задачи и примеры, писать буквы и читать слова, рисовать и т. д..

Педагог: Ребята! Давайте усвоим некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

— Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

— Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

— Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

— Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Все готовы к занятию?

Посчитаетесь по порядку до 10

Игра «Назови соседей». Числа 2,7,18 и т. Д

Педагог: Ребята, впишите в числовой ряд недостающие цифры.

«Впишите в числовой ряд недостающие цифры»

1 3 4 6 8 10

12 13 15 17 18 20  (дети выполняют задание)

Педагог: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Найди своё место»

 (шапочки с цифрами)

Педагог: Молодцы! Вы настоящие ученики всё выполняете, справились со всеми заданиями, будете учиться только на «5»

Педагог: Ребята, послушайте, человек какой профессии мог сказать следующую фразу: (Какие пуговицы пришить вам на этот костюм: белые или черные? Или «Вам юбочку длинную или короткую»») (ответы детей)

Педагог: Правильно. Портной, закройщик, швея (показ картинки)

Надо ли закройщику знать математику

Дети: Закройщик снимает мерки с изделия.

Педагог: Мы с вами сейчас будем кроить юбочку и ваша задача выкроить точно по размерам. Возьмите полоску красного цвета, приложите линейку к самому краю полоски и отмерьте 5 см, отметьте карандашом 5 см., прочертите линию, а теперь отрежьте 5 см. Срежьте верхние углы. Что у вас получилось?

Дети. Юбка.

Педагог: И приклейте юбку на фигуру (дети приклеивают юбку к нарисованной фигуре на листочке)

Педагог: Вы выполнили хорошо работу закройщика, правильно изготовили выкройку. Вот видите, закройщик тоже должен знать математику.

Физ. минутка «Как живёшь?»

Педагог: Ребята, послушайте, человек какой профессии мог сказать следующую фразу«Несите кирпичи, цемент, песок …»

Дети: Это строитель.

Педагог: Ответьте, а для чего строителю знать математику

Дети: Строителю нужна математика, чтобы делать расчёты. Посчитать необходимый материал для работы, количество цемента, краски на весь дом.

Педагог: Мы с вами сейчас будем строителями. Будем строить математические дома, из которых у нас с вами получится улица, так на каждом доме стоит цифра 8,Только вот квартиры не прономерованы, их вам нужно пронумеровать.

(Подсказка. Сумма номеров квартир, должна быть, равна номеру дома. Пронумеруйте квартиры. Ваша задача, поставить нужное число в окошечко, на каждом этаже. Должно получится 8 квартир). (дети выполняют задание)

Педагог: Вы стали хорошими строителями. Ребята, послушайте, человек какой профессии мог сказать следующую фразу: Сколько килограммов конфет вам взвесить? С вас 25 рублей. 

Дети: Продавец. (вывешивается картинка с изображением продавца).

Педагог: Ребята, скажите, зачем продавцу — знать математику 

Дети: Считать поступившие продукты, считать деньги, считать количество оставшихся продуктов и т. д.

Поиграем в игру: (КОНФЕТЫ с цифрами) «Найди правильный ответ»

(На столе разложены цифры, дети должны подойти к правильному ответу)

Педагог: Ребята, посмотрите, у меня есть конфета, на конфете пример, вы должны найти ответ и соотнести ответ примера с коробкой. Ответ находится на коробке

Вот так и продавцы решают, сколько конфет куда положить. Молодцы, ребята, вы все быстро решили примеры.

Упражнение «Навигатор» рисование по клеточкам самолёта

Педагог: В самолётах установлены навигаторы — приспособление, которое указывает направление пути. Навигатор показывает и даже говорит, когда повернуть налево, когда направо. Сейчас я буду вашим навигатором, для этого нужно вам взять листок в клеточку и карандаш и слушать меня внимательно. Начинаем работать от точки.

Одна клетка вверх, три клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо,

четыре клетки вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна вправо три клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, две клетки влево, четыре клетки вниз, одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки влево.

Педагог: Что получилось? Кто летает на самолёте?

Дети: Летчик.

Педагог: Правильно, молодцы!

Рефлексия:

Педагог: А сейчас, после всех заданий, ответьте на вопрос: Нужно ли изучать математику или можно обойтись без неё? Если вы считаете, что «да» — возьмите красное яблоко, если «нет» — возьмите зелёное яблоко и прикрепите к нашему дереву (дети берут картинки яблок и приклеивают к дереву).

    Педагог: Ребята, вы знаете, что яблоко означает успех, а красное яблоко — большой успех. У нас с вами получилось «Дерево успеха». А закончить занятие я хочу такими словами :

«Математика как воздух нужна

Без неё не прожить нам и дня

Кто математику учит не серьёзно

Начинайте учить пока не поздно!»

Сегодня на занятии мы с вами показали и доказали, что математика важна — всем профессиям нужна.