Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  с родителями «Музыка, песок и камни»

Сцибаровская Татьяна Валентиновна, музыкальный руководитель: БДОУ ВМР «Детский сад «Гармония» г.Вытегра.

 

Зал разделен на несколько зон: для слушания музыки, игры, зоны для познавательного блока и рисования на световых столах. Стены оформлены в соответствии с темой — горы, камни вдоль стены, пустынные пейзажи.

Цель: формировать экологическую культуру и любовь к природе родного края музыкально-ритмическими средствами.

Задачи:

  1. Воспитывать умение видеть красоту и неповторимость природы родного края
  2. Продолжать расширять представления о ценности семьи
  3. Закреплять умение показывать ритмический рисунок мелодии, опираясь на схему
  4. Развивать мелкую моторику и мыслительные процессы в ходе рисования песком
  5. Расширять представления о неживой природе (познавательное развитие).

Подготовительная работа: в ходе образовательной деятельности изучение предложенных материалов (камней и песка). Слушание музыки разного характера и жанров. Работа со схемами ритмических рисунков к музыкальным произведениям. Рисование песком на световых столах.

Оборудование: мультимедийная установка, световые столы, песок, камни, иллюстрации, «Ящик ощущений».

  1. Организационный момент (в группе):

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас картинки… ой, что это такое? Это не мои картинки, это какое-то письмо. Кому же оно предназначено? Как проверить, действительно ли оно пред­назначено нам? Верно, по адресу. Кто зна­ет адрес нашего детского сада? Кто скажет название нашего детского сада? (От­веты.) Значит, письмо предназначено нам (вскрывает конверт, достает пись­мо, читает его).

 «Здравствуйте дорогие дети и взрослые! Я отправляю вам посылку. Она прямоугольной формы, коричневого цвета, пе­ревязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в музыкальном зале. Весна Музыкальная».

Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она? (Ответы)

Воспитатель: Пойдёмте посмотрим.

Вход детей и родителей под спокойную музыку.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, взрослые.

Воспитатель:  Мне нашли письмо у себя в группе. Оно от Весны. Она прислала на адрес нашего детского сада посылку и спрятала в музыкальном зале — можно мы поищем её?».

Музыкальный руководитель: Конечно, мне тоже интересно — что же это за посылка. А какая она?

Дети. Она коричневая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.

Музыкальный руководитель: Тогда пойдем искать ее. (Де­ти и родители ищут посылку, находят коричневую ко­робку, перевязанную розовой лентой.) Вот она! Смотрите, здесь 2 замочка и две записки. Да­вайте прочтем первую (читает).

«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
В ладошке лежать,
Тяжелый, большой —
одному не поднять.

Кто загадку отгадал?

Музыкальный руководитель: Давайте проверим, пра­вильно ли мы отгадали загадку (откры­вает посылку, первую половину). Смотрите, что в посылке? (Ответы)

Значит, мы с вами правильно от­гадали загадку. Давайте попытаемся открыть вторую половину коробки, а для этого отгадайте еще одну загадку.

Я бываю разный

Серый, желтый, красный.

Я барханами в пустыне,

Я на пляже в море синем.

Я полезный для людей.

У меня полно друзей:

И художник и строитель

И ребенок и родитель.

Каждый двор и детский сад

Мне бывает очень рад.

Музыкальный руководитель: Кто загадку отгадал?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Давайте проверим, пра­вильно ли мы отгадали загадку.

( откры­вает посылку). Что это? (Ответы)

Хорошо, ну а зачем же Весна прислала такие подарки? Как они могут нам пригодиться здесь, в музыкальном зале?  (ответы детей)

Давайте-ка для начала присядем и послушаем 2 музыкальных отрывка. Они разные и мы попробуем их сравнить. Можно слушать закрытыми глазами.

Слушание отрывка №1(Ксилофон, тихая, с лёгкими пассажами)

Вопросы: — Что вы можете сказать об этой музыке?

—   Какая по характеру?

—  Какие инструменты услышали?

—  С чем вы сравните эту музыку?

Слушание отрывка № 2 (Барабаны, громкая, ритмичная)

Вопросы: А теперь давайте сравним эти 2 отрывка — они похожи? (Ответы)

Музыкальный руководитель: Да, Весна-то оказывается была права- музыка тоже может быть тяжелой, грубой как камни и легкой, струящейся как песок.

Может пришло время поиграть с подарком Весны?

 «Ящик ощущений» (Проводит воспитатель)

Ход игры:

Положите в ящик песок и камень. Предложите детям и взрослым определить, что находится внутри, и дать одно определение признака предмета .( Спросить, по каким признакам определил, что это камень или песок? Пусть скажет, что он чувствует, какой предмет на ощупь: гладкий, холодный, рассыпчатый и т.д.). Затем 2 ребенка по очереди кратко рассказывают о песке и камне, обобщая все названные признаки, родители показывают во время рассказа фотографии или картинки.

Воспитатель: Мы с вами так точно и подробно рассказали про песок и камень, а ведь можно еще с ними поиграть иначе. Вот если бы мы сейчас превратились в песчинки. И задует сильный ветер. Как вы себя поведете? Почему песчинки от ветра разлетелись? (Ответы) давайте попробуем.(участники игры разбегаются). С окончанием звука ветра останавливаются. А сейчас мы представим себя камнями. Опять дует сильный ветер. Что происходит с камнями, когда дует ветер? (Ответы) Можно держаться вместе со взрослым за руки — получатся горы. Ветер стихает.  Поиграем? Игра повторяется 2-3раза.

Воспитатель: Вот так и люди- если человек один, то ему сложно, от любой неприятности он страдает как песчинка от ветра. А камни крепкие как семья, как друзья держатся друг за друга, образуя горы и ни какие неприятности им не страшны.

Музыкальный руководитель: А сейчас я хочу напомнить, что Весна, прислав посылку с песком и камнями, хотела, что бы мы, наверное, не только поиграли с ними, но что бы они помогли нам играть музыку. Могут песок и камни нам в этом помочь? Как? (Ответы)

Музыкальный руководитель: Возьми, (имя ребенка), 2 камешка. Мы с ребятами напоем тебе знакомую песенку, а ты попробуй подыграть нам камнями. Хорошо, ты отстукивал ритм и камни были как ударные инструменты.

Как же песок нам поможет? (Ответы). Посмотрите какие трубочки есть у меня. Как вы думаете — что внутри? Что напоминает этот звук? Шум  весеннего дождя или звук песка.

Чтобы играть на таком инструменте, достаточно наклонять его, чтобы песок внутри пересыпался. Попробуй, (имя ребенка), подыграй нам, а мы споем.

А давайте вместе сыграем нашими необычными инструментами. Если на экране вы увидите вот такой драгоценный камень (Слайд №1), то будут играть камни. А если увидите вот такие песочные часы (Слайд №2), которые двигаются и переворачиваются, чтобы пересыпался песок внутри них, то будут играть песочные инструменты.

Оркестровая композиция под слайды с весенними фотографиями, на которых изображен ритмический рисунок, подходящий под мелодию.  Например:  / /  ///

Музыкальный руководитель: Сложим наши новые музыкальные инструменты и вспомним загадку, которую мы отгадывали про песок, чтобы открыть посылку. Кому нужен песок? Правильно, художникам он тоже нужен. Потому что, оказывается, можно песком рисовать. Давайте нарисуем весну. И сделаем ей в подарок весенние картины в ответ на её замечательную посылку.

Рисование детей и родителей под музыку на световых столах. (При возможности можно сделать одновременную проекцию работы детей на большой экран, для просмотра зрителями (родителями, педагогами))

Воспитатель: Давайте посмотрим,  что нарисовали другие. Какая картина больше всего понравилась?

Музыкальный руководитель: Спасибо весне, что напомнила нам о таких предметах неживой природы как песок и камни. Мы обязательно еще порисуем и поиграем с ними.

Дети и родители прощаются и выходят из зала.