«Здороьесберегающие технологии на уроках ИЗО»

Педагог ИЗО:  Калиниченко Татьяна Александровна

МУДО«Центр   эстетического  воспитания  детей» г.Саранск

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО

“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.                                                                           В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление  психического и физического здоровья,  формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая роль. Педагог  должен создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения  детей.  Нужно сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.

Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей.  Здоровьесбережение становится приоритетным направлением  в  работе  учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию  сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных  функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Здоровьесберегающие  технологии   на занятиях  ИЗО

        Занятия ИЗО должны осуществлятся в  условиях комфортности:

  1. Санитарно-гигиенических:

А) — свежий воздух;

— проветренный класс;

— соответствующее освещение;

— влажная уборка;

— озеленение.

Б)  — рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В)  — Комфортный   для  человека   уровень   шума  –  это   предельно

допустимое давление звука,  которое  не  оказывает  на  организм

воспитанников вредного воздействия.

  1. Психологических:

      — создание   эмоционального  положительного  фона  в  обучении,

        общении;

— учет     психического    и     физического      здоровья     ребенка;

психологических особенностей класса;

— стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенка в учебе;

— использование    чередования     интенсивности   в    обучении   и

релаксации.

  1. Здоровьесберегающие компоненты:

     — динамические   паузы,   физкультминутки  для   глаз,   например,

рисуем глазами;

— применение     игровых     моментов   с   движениями   учащихся;

— элементы релаксации  (например, музыкотерапия – использование

аудио   записей  «звуки   природы»,  упражнения  «Послушай  и

нарисуй», улыбка терапия;

— свободное    перемещение   по   кабинету   в   ходе    выполнения

практической   работы (налить воду в стакан,  вымыть кисточки,

руки и т.д.);

— ранжирование учебного материала урока по степени сложности,

новизны, актуальности;

— использование активных методов обучения: поисковый,  игровой,

диалогический, проектный, исследовательский и др.;

—  плотность урока: количество времени затраченного на  учебную

деятельность не менее 60%, но не более 80%.

—  темп  завершения  урока  спокойный,  учащиеся  должны  иметь

возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства.  Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

 

Литература:

  1. Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
  2. Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
  3. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.
  4. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.