«Деревья»

Конспект познавательно-образовательной деятельности по экологии

в старшей группе  №5

Воспитатель: Веретутина Н.В.

 

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи

Материалы к занятию:

Карточки лиственных деревьев, материал для опыта окрашенная вода

 нитки, карты-схемы, материал для игры, гуашь, бумага

 

                                                 Ход занятия

 

Воспитатель.
Сегодня речь мы поведём о том,
Что вся Земля — наш общий дом,
Где мы с рождения живём.
Ещё о том пойдёт сегодня речь
Что мы наш дом должны беречь.

Наша планета очень большая и  родная

На ней есть моря , реки, горы и леса

— Сегодня  я получила письмо-приглашение в лес.

— А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

— А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса — посади»

— А кто хозяин леса?

— Лесник.

— Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

— Правильно, правило поведения в лесу. (знаки)

  1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.
  2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.
  3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.
  4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Мы заходим в лиственный лес

-Какие деревья растут в этом лесу?

Дети называют

Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)

А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)

Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)\

Береза(какая)- стройная, белоствольная, кудрявая

Дуб какой –могучий, крепкий, мощный

Рябина – тонкая, нарядная, красивая

Клен –резной кудрявый, красивый.

А кто сможет перечислить части дерева,  (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) — Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок — ствол покрыт корой)

Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок — через корни дерево
получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). — Молодцы!
Правильно  назвали строение дерева.

Опыт  «Как корень впитывает воду»

Что за деревья растут в этом лесу? (ель , сосна)

-Как называется такой лес?

— Листья называют хвоинками. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ

 

 Задание в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

 

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок — нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

 

^ Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги — это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело — прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается.
(Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки — ветви —
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют.
(Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно,
(Качают головой.)
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками.)
Воспитатель. Перед тем как посадить деревья, надо выяснить, будут ли они расти в наших условиях.
Сможет ли пальма или апельсиновое дерево выжить в нашей климатической зоне? Почему?
Дети. Эти деревья растут в жарких странах. В наших краях зимой очень холодно. Теплолюбивые деревья погибнут. 

И вот совсем другой лес .Здесь растут разные деревья

Как называется такой лес? (смешанный)

Игра «С какого дерева семена»

Воспитатель предлагает создать дерево своими руками

Коллективная  аппликация  «Дерево »