МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. «РИСУЕМ ЖИВОТНЫХ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

Суровкина Марина Геннадьевна, педагог дополнительного образования по изодеятельности, МБДОУ ДСКВ № 102» г. Братск

Участники: родители, дети старшей группы.

ЦЕЛЬ: Расширить знания родителей о пользе занятий рисованием для всестороннего  развития детей

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с техникой рисования животных: методом сухого тычка и сухого мазка
  • Рассказать об изображении животных по алгоритмическим схемам
  • Дать возможность проявить свое художественное творчество совместно с ребенком

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Организация пространства для проведения мастер – класса: зал оформлен фотографиями кошек, демонстрационная доска с алгоритмическими схемами, столы с материалом для рисования, мультимедийный экран
  • Подготовка презентации, иллюстраций, буклетов, заготовок, художественно – изобразительного материала, музыки, видеоролика
  • Составление конспекта, изучение и подбор методического материала
  • Организация родителей на мастер – класс
  • ХОД:

Уважаемые родители! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас мастер – класс, где вы узнаете некоторые секреты рисования животных, сможете проявить свое творчество, фантазию, порисовать и поиграть вместе со своим ребенком.

А начать я хочу с такого вопроса – (открываю презентацию)

Есть ли польза для детей от занятий рисованием?

И хотелось бы услышать ваше мнение.   Высказывания родителей.

Эпиграфом я хочу взять слова педагога – новатора В. А. Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Философы, педагоги, исследователи прошлого высоко ценили изобразительную деятельность и доказали ее значимость для всестороннего развития детей. Кроме того, изобразительная деятельность помогает решить задачу подготовки детей к школе.

Специалисты выделяют 5 направлений всестороннего развития ребенка:

— умственное

— нравственное

— эстетическое

— трудовое

— физическое

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ:

Овладение умением изображать невозможно без развития зрительного восприятия, то есть умения наблюдать. Для того чтобы нарисовать  какой-либо предмет, надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, расположение частей. Наблюдение  невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Дети воспроизводят в рисунке не только  то, что они непосредственно видели, с чем  уже знакомы, но и нечто фантастическое. Например, рисуем сказочную птицу – никто такую никогда не видел – но дети видели разных птиц в окружающей жизни, им читали сказки о волшебных птицах, рассматривали иллюстрации в книгах, рассматривали птиц на предметах декоративно прикладного искусства. И на основе всех имеющихся у детей знаний —  они рисуют волшебную птицу – свою! При этом развивается воображение, фантазия, выдумка!

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь рисованием,  дети узнают разные материалы — бумага, гуашь, мелки, карандаши;  знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

В процессе рисования развивается речь детей:  названия форм, цветов и их оттенков  способствует обогащению словаря;  в процессе наблюдений, при обследовании и рассматривании предметов, иллюстраций, картин художников дети сравнивают, анализируют, рассуждают, рассказывают о своих рисунках,   высказывают суждения о работах других детей – все это положительно влияет на формирование связной речи.

 

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ:

В процессе рисования у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение слушать объяснения воспитателя, умение выполнять поставленную задачу, умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, поддерживать  доброжелательные отношения.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Эстетические чувства: умение видеть, чувствовать прекрасное, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру – развиваются и обогащаются при восприятии детьми красивых предметов, явлений, когда дети получают эстетическую характеристику  произведений искусства, скульптуры, живописи, архитектуры,  предметов народного творчества.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

В процессе рисования у детей развивается мелкая мускулатура рук – за счет постоянной работы с карандашом, кистью. Ребенок учится правильно держать в руках изобразительный инструмент, что даст возможность беспроблемного обучения письму в школе. Развивается усидчивость – необходимость закончить начатое, что также влияет на дальнейшее обучение.

ТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ:

Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями рисовать предмет той или иной формы, а также овладеть навыками обращения  с карандашом и кистью, бумагой, гуашью, акварелью, восковыми мелками. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение, желание  трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Рисование для детей не просто веселое времяпрепровождение, а труд, приносящий немало пользы, помните об этом и оказывайте детям содействие, поддержку, помогайте им!

— Сейчас к нам присоединяются ваши ребята и мы продолжаем вместе с ними. Ваши дети имеют возможность рисовать еще и посещая кружок «Волшебная кисточка». Один раз в неделю, по понедельникам во вторую половину дня проходят наши занятия (привлекаю к разговору детей)

Рисуем мы с ребятами животных. В средней группе, каких животных мы рисовали? (домашних, лесных). Сейчас в старшей группе рисуем животных, живущих в (пустыне), после них будем рисовать животных Севера и тундры.

Ребятами давайте поделимся с родителями секретами – как можно рисовать животных. 1 марта – в России отмечается день кошек. И объектом для нашего рисования мне хотелось бы сегодня взять кошку – это самое близкое, родное для нас животное, живущее почти в каждой семье.

У кошек мягкая, пушистая шерсть. Ребята, какая кисточка нам помогает нарисовать пушистую шерсть? (кисть — щетинка) Что не любит щетинка? (воду) Что любит? (густую гуашь, прыгать по листочку) Если кисть нужна чистая – щетинку можно помыть, но обязательно просушить салфеткой. После того, как набрали на кисть густую краску, нужно на дополнительном листочке втереть краску в кисть, а затем сделать несколько пробных прыжков – тычков. Кисть должна оставлять пушистые точки (показать на своем листочке)  По контуру рисунка проходим тычками, потом в середине. Что делать, если у вас нет нужной краски? (смешать на палитре) Как мы делаем серый цвет, рыжий, светло-коричневый? Чем дорисуем мелкие детали на мордочке? (тонкой кистью) Кроме тычков шерсть у животных можно рисовать сухими мазками (показ). Если использовать несколько оттенков – получится пестрая шерстка.

У вас есть на листочках нарисованные кошки (по типу раскраски) – приглашаю вас попробовать себя в роли художника. Если у вас возникнут вопросы, я думаю, что ребята вам подскажут.

Включаю спокойную музыку, песенки про кошек, дети и родители раскрашивают кошек каждый на своем листочке.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, где будет кошка и ее  спутники – мышки.

Из детей считалкой выбираю кошку:

1, 2, 3, 4, 5

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку,

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет!

ПРАВИЛА:

Мышки  вдвоем (одна впереди, другая позади) встают в обруч – это их норка. Кошка и одна мышка за обручами. Кошка догоняет мышку, которая бегает между стоящими в обручах мышек. Пробежав немного, мышка встает в любой обруч впереди стоящей там мышки, при этом стоящая в конце мышка должна выбежать из обруча, и начать убегать от кошки. Если кошка ловит мышку, они меняются ролями.

Длительность: 3-5 минут.

—  Ребята умеют не только просто раскрашивать, но и сами рисовать животных. Очень хорошо нам в этом помогают пошаговые схемы – еще их называют – алгоритмические схемы рисования животных (размещены на демонстрационной доске). Они показывают —  в какой последовательности можно нарисовать животное, и какими фигурами можно нарисовать части тела животного. Схемы помогают нарисовать животных в разных позах: кошка сидит, идет, лежит, прыгает. Сейчас я вам предлагаю нарисовать  кошку, какую вы хотите самостоятельно, ребята будут тоже рисовать на одном листе с мамой, посмотрите какой большой лист: мама рисует кошку, а ребенок котенка. Чем котенок будет походить на маму – кошку? (части тела, окраска) А чем будет отличаться от кошки? (размером) Я думаю, вы сумеете договориться – каким они будут у вас цветом, размером, что будут делать.

Включаю спокойную музыку. Родители и дети рисуют.

— Какие замечательные получились кошки с котятами, такими шедеврами можно украсить свой дом.

Я думаю, вам будет интересно посмотреть небольшой видеоролик под веселую детскую песенку «Рыжий кот».

На память о нашей встрече хочу вручить вам небольшие буклеты, думаю советы, которые вы там найдете, помогут вам оборудовать для детей дома «уголок творчества»

Пожалуйста – оцените нашу встречу: посадите на коврик белую кошечку – если вам понравилась наша встреча, черную – если вы остались безразличны к этой теме.

И в завершении нашего мастер – класса хотелось бы услышать от вас, что вы узнали для себя нового, интересного, какие чувства, эмоции вас посетили? Высказывания родителей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. — 192с.
  2. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64с.