Количественный состав числа 7. «Путешествие Белоснежки»

Авдеева Татьяна Александровна, воспитатель

МДОУ ВМР ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки»

город Вольск Саратовская область

 

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС

Цель: активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности у детей.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
  2. Закрепить умения называть последующее и предыдущее число, обозначать цифрой.
  3. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 20.

Развивающие:

  1. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;
  2. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20;
  3. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры
  4. Закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  2. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
  3. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»
  2. Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»

Интеграция:

  1. Познание
  2. Коммуникация
  3. Здоровье
  4. Физическая культура
  5. Художественная литература
  6. Музыка
  7. Безопасность

Развивающая среда:

ИКТ, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный материал (фигурки, цифры, коврики, мерки, карандаши, резинки,) .

Ход занятия.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Мы рады им.

Давайте начнем наше занятие – игру со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, справа, улыбнитесь мне и нашим гостям. И пусть это хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего занятия.

— Мы все за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

  1. Постановка цели занятия.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам, в названиях которого есть цифры. Чтобы узнать с какой цифрой мы встретимся, вы должны отгадать предмет из сказки.

(Воспитатель показывает Цветик – семицветик.)

— Кто догадался, какая это цифра?

— На что она похожа?

  • Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

  • Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока остра

III. Разминка для ума.

— Женя на Цветике-семицветике для нас задания оставила «Назови соседей»

(Дети отрывают лепесток, говорят какого цвета лепесток, показывают всем цифру на лепестке и называют соседей)

— 2, 4, 7, 9, 13, 15, 18.

— Молодцы, ребята, с заданием справились правильно! Девочка Женя вас благодарит.

  1. Работа над новым материалом

— Ребята, какие еще сказки вы знаете, где встречается число семь?

(Сказки «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)

Дальше будем выполнять задания Белоснежки.

  1. Составление числа 7.

— Сколько было гномиков?

— Какого цвета у них шапочки?

Белоснежка хочет с нами поиграть. Закройте глаза. (Переворачиваю круг)

— Сколько красных шапочек? А сколько синих? (6, 1)

Как мы составили число 7? Положите эти числа.

(На доске выставляют карточки с цифрами 6 и 1.

Ещё раз закройте глаза. (Ещё один круг переворачиваю)

Так им же образом рассматриваются остальные варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6) .

Вывод: какие же числа образуют число 7?

  1. Раскладывание числа 7.

Белоснежка испекла гномикам по треугольному пирожку. Она предлагает нам разложить их на две тарелочки.

— Сколько всего пирожков испекла Белоснежка? (7) Отсчитайте и рассмотрим все варианты.

(Дети рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших числа. Предложенные варианты выкладываются на доске с помощью цифр.)

Вывод: на какие числа можно разложить число 7?

  1. Физминутка

Раз – нагнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

  1. Измерение длины с помощью мерки

Белоснежка предлагает измерить длину ковриков, лежащих у кроваток гномов.

-Как узнать длину коврика?

— С помощью чего можно измерить?

— Что можно использовать в качестве меры? (Полоску бумаги, счетную палочку)

Правила измерения: начинать измерять нужно от начала дорожки слева на право; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке.

Работа парами

(Самостоятельная работа детей парами).

Дети измеряют длину своих ковриков, отмечая количество мер и располагая их напротив каждой меры. (Один измеряет, другой отмечает количество мер)

— Сколько у вас фишек?

— На что они указывают?

— Чему равна длина коврика?

Вывод: как измеряем длину? (Наложением, при помощи мерки)

  1. Пальчиковая гимнастика.
 

На двери висит замок

 

Кто его открыть бы мог?

Покрутили,

 

Потянули,

 

Постучали,

 

И открыли!

 

 

(соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

 

(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)

(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

(расцепляем пальцы)

 

 

  1. Образование десятков

Белоснежка предлагает помочь детям гномам собрать хворосту.

1) – Посчитайте, составьте один десяток полочек и завяжите резинкой.

— Сколько палочек взяли? (10)

2) — Добавьте еще 5 счетных палочек.

— Какое число получилось?

— Какой цифрой обозначают данное число?

3) — Добавьте еще одну счетную палочку.

— Какое число получилось?

— Как оно получилось? (К 15 добавили 1, получилось 16)

(Так до 20)

4) — Сколько десятков получилось? (1 десяток)

— Полученный пучок завяжите резинкой?

— Сколько всего десятков у нас получилось? (2 десятка)

— Какое число получилось? (20)

Вывод: каким образом увеличивалось следующее число? (Добавлением по 1)

VII. Гимнастика для глаз.

VIII. Работа в тетрадях

Белоснежка просит детей разукрасить коврики для гномиков.

1) — Посмотрите на доску, какая это доска? Что вы видите на доске? (Линии, клеточки)

2) — Цветными мелками я провожу линии слева на право, другим цветом сверху вниз.

— Что образовали линии? (Клеточки)

— Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточек и на пересечении линий можно поставить точки, закрасить клеточки.

3) — А теперь каждый должен украсить свои коврики для гномиков с помощью цветных линий, клеточек и точек.

(Самостоятельная работа учащихся)

4) — Давайте посмотрим какие получились коврики?

— Молодцы, хорошо поработали.

  1. Организация окончания деятельности.

Я поздравляю вас с окончанием нашего интересного пребывания в сказке.

Что вам больше всего понравилось?

Покажите, какое у вас настроение?