Игра «Счастливый случай»

Широких Татьяна Ивановна, воспитатель, ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г.Саратова.

 

Задачи: выявить, систематизировать и закрепить знания детей о жизни и развитии растений, птиц, насекомых, животных; уметь различать голоса птиц и животных; определять по запаху и вкусу отвары из лекарственных трав и растений.

Развивать познавательные и творческие способности, память, логическое мышление, внимание, смекалку, находчивость.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимовыручки.

 

Оборудование: эмблемы для команд «Василёк» и «Ромашка»; бочонок с кубиками, на них цифры 1 – 8; экологические пособия «Свойства воды», «Лекарственные и ядовитые растения», «Зимующие и перелётные птицы», диск с записями голосов птиц и животных, песня «Зверобика»; 2 альбомных листа, фломастеры, стаканы с отваром из трав.

 

Ход мероприятия.

Ведущий.

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что все вы любите природу и приглашаю вас на игру «Счастливый случай». Сегодня в ней принимают участие 2 команды: «Василёк» и «Ромашка». Оценивать ваши ответы будет жюри.

 

1-ый гейм «В мире природы». Правила такие: отвечать нужно быстро, кто знает, тот отвечает.                                                                                                                            Вопросы команде «Василёк».

  1. Почему про зайца говорят: «Сам себя обогнал?» (у него задние лапы длиннее передних). 2. Что означает плач берёзы весной? (соковыделение).
  2. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (она гибнет).
  3. Какая птица видит всё вокруг себя? (сова).
  4. Самый чистоплотный зверь (барсук).
  5. Она превращается в бабочку (гусеница).
  6. Кто из животных самый ушастый? (кролик).
  7. Какую птицу и какое растение зовут одинаково? (киви).
  8. Зачем кошке усы? (чтобы нюхать).

10.Какое дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (ель).                                                                                                           11. Какое животное никогда не пьёт воду? (коала).

  1. Какой цветок очень любит крупный рогатый скот? (клевер).

 

Вопросы команде «Ромашка».

 

  1. Самое громкое животное на Земле (голубой кит).
  2. Это дерево называют «русская красавица» (берёза).
  3. Что используют пчёлы и осы как закрепитель для строительства сот? (слюну).
  4. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (нет, только в ответ на боль). 5. Какая птица является чемпионом по нырянию? (пингвин).
  5. Соком какого растения выводят бородавки? (чистотел).
  6. Какая птица быстрее всех летает? (стриж).
  7. Что происходит с лягушками зимой? (они спят).
  8. Австралийский зверь, который по весне сбрасывает старые иглы (ехидна).
  9. Какое животное живёт дольше всех? (слон).

11.Для чего змее нужен яд? (для ускорения обработки пищи).

  1. Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза).

 

Слово жюри.

2-ой гейм «Заморочки из бочки». В этом бочонке спрятаны для вас интересные заморочки. А какие – вы узнаете, когда достанете загадочные кубики. А теперь я расскажу правила: вы достаёте 1 кубик и называете его номер, узнаёте, какое задание выпало вашей команде и приступаете к его обсуждению. На этот вам даётся 30 сек.

  1. За что медведя прозвали медведем и что он умеет делать? (медведь получил своё название за то, что любит мёд и знает где его искать: ведает где мёд. Медведь умеет ходить, бегать, лазать по деревьям, плавать, есть малину и мёд).
  2. Почему крапива жжётся? (на листьях крапивы есть волоски, в них находится муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, кислота выливается на кожу и вызывает жжение).
  3. Какое лекарственное растение называют «следом белого человека» и почему? (это растение – подорожник. В Америке этого растения не было, его семена на подошвах сапог завезли в страну мореплаватели из Европы).
  4. Назовите растения и животных, которые могут предсказывать погоду.

(Ласточки летают низко над землёй – к дождю;

муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы;

соловьи поют всю ночь – день будет хорошим;

лягушки квакают крикливо – к дождю;

воробьи купаются в лужах —  быть теплу;

большое количество майских жуков – к засухе;

мать-и-мачеха, одуванчик и календула перед дождём закрывают свои цветы;

сирень перед дождём сильно пахнет и т.д.).

 

  1. Перед вами картинки с изображением растений, среди них есть ядовитые. Найдите их и назовите (волчье лыко, вороний глаз).
  2. Почему у медведя появляются медвежата зимой? (зимой у медведя есть свой «дом» — берлога, а летом он бродит по лесу и ночует где придётся).
  3. Перед вами картинки, внимательно рассмотрите их и назовите свойства воды, что вода умеет делать.

(Аист стоит в воде: она прозрачная; девочка из ведра – выливает;                                                                                                 из самовара в чашку – переливается; из кувшина – проливается;                                                                                                      из лейки – поливать; мальчик пьёт – выпивать).

 

  1. Задание обеим командам. Посмотрите внимательно на картинки, назовите птиц и скажите чем они питаются.

(Грач – черви, зерно, личинки, насекомые, мыши, кукуруза, семечки;

скворец – насекомые, семена, черви, вишня;

синица – сало, мясо, крошки, зерно, пшено;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               дятел – жуки, муравьи, семена деревьев, жёлуди;

сова – мыши, мелкие птицы, насекомые, рыба;                                                                                                                                                                   цапля и журавль – лягушки, рыба, жуки, змеи;

снегирь – рябина, семечки, семена деревьев;                                                                                                                                                                                   иволга – гусеницы, вишня, ягоды, груша;

сорока – зерно, гусеницы, насекомые;

воробей – хлебные крошки, пшено;

ласточка – комары, мухи, жучки;

чайка – рыба, насекомые;

клёст – семена шишек).

 

Музыкальная пауза. Песня «Зверобика» (Б.Савельев, А.Хайт).

 

Слово жюри.

3-ий гейм «Ты – мне, я – тебе». Команды загадывают друг другу загадки.

4-ый гейм «Творческий». Я вам прочту маленькое стихотворение, а вы должны изобразить его символами. А затем по символам прочитать. Посмотрим, какой команде удастся лучше это сделать.

Дождик. Сыро. Мокрота. Нет ни кошки, ни кота. Во дворе, где лужи. (Отрывок из стихотворения М. Яснова «Дождь»).

 

Слово жюри.

 

5-ый гейм «Тёмная лошадка».  Послушайте внимательно голоса животных и отгадайте кому они принадлежат (лиса, олень, лев, волк, рысь, тигр, журавль, павлин).

6-ой гейм «Вкусный». Определить на вкус и по запаху отвары из лекарственных трав и растений (душица, зверобой, липа, мята, шиповник).

Слово жюри. Подведение итогов игры.