Камнева Мария Сергеевна, воспитатель, МОУ Детский сад № 135,
г. Волгограда.
Цель: — расширять знания о творчестве А. Л. Барто.
Задачи: — развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;
— развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения;
— воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: портрет А.Л. Барто; картинки к стихотворению «Медвежонок – невежа»; иллюстрации к дидактической игре «Что такое хорошо, а что такое плохо и почему»; бумага и цветные карандаши; видеозапись мультфильма «Медвежонок – невежа».
Предварительная работа: чтение детям стихотворений из серии « Игрушки» А. Барто.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на портрет знаменитой детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Это она написала для нас стихи, которые мы знаем с самого детства. Если я начну говорить строчку, вы обязательно подхватите и продолжите: «Спать пора…. (уснул бычок)». «Уронили… (мишку на пол)». «Нет, напрасно мы решили…. (прокатить кота в машине)». Это стихи Агнии Барто, одной из самых любимых детских поэтесс. Родилась А.Л. Барто 17 февраля 1906 года в Москве. А кто прочтет ее стихи?
1 ребенок. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
2 ребенок. Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
3 ребенок. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.
4 ребенок. Самолет построим сами
Понесемся над лесами,
Понесемся над полями.
А потом вернемся к маме.
5 ребенок. Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
6 ребенок. Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
7 ребенок. Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Воспитатель: Молодцы ребята. А я вам хочу прочитать стихотворение «Медвежонок – невежа».
Чтение стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок – невежа» (рассматривание иллюстраций к произведению).
Беседа по произведению.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой «невежа»?
Ответы детей: (грубый, невоспитанный, невежливый человек).
Воспитатель: Правильно невежа это — грубый и невоспитанный человек, вероятно также и глупый. По сути, слово подразумевает невежливого человека. Невежей можно также назвать любого, даже воспитанного человека, если в конкретный момент он проявил неуважение, грубость и невежливость к кому — либо.
Воспитатель: Послушайте, в произведении есть такие слова…
«…Нашел он мед пчелиный —
И грязной лапой в мед!
Мать твердит:
— Имей в виду —
Так нельзя
Хватать еду! —
А он как начал чавкать,
Измазался в меду…»
Какие правила здесь нарушает медвежонок?
Ответы детей: (правила поведения за столом)
Игра- ситуация «Обед для медвежонка».
(Цель: Закрепление правил поведения за столом.
Педагог просит детей помочь ему провести для медвежонка вкусный урок: если медвежонок ведут себя хорошо, его надо хвалить — хлопать, а если плохо, то возмущаться — топать и делать замечания.)
Воспитатель: Ребята, послушайте такие строки из стихотворения…
«…Родители беседуют —
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу —
Медведю пожилому
Не уступил дорогу…»
Как вы думаете, а какие правила, медвежонок нарушает здесь?
Ответы детей: ( правила общения со взрослыми).
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо и почему».
Воспитатель: Послушайте ребята как медвежонок вел себя в гостях…
«…Пошел сыночек в гости —
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки…»
Как вы думаете это хорошее поступки?
Ответы детей: (нет, плохие)
Воспитатель: Я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику «В гости к мишкам».
Пальчиковая гимнастика «В гости к мишкам»
Нас позвали мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой),
И пошли мы по дорожке (пальцы «шагают» по столу).
Топ-топ (ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг (кулачки стучат по столу),
Чики-брики (ладони хлопают поочередно по столу),
Чики-брик (кулачки стучат поочередно по столу).
Видим дерево высокое (наставляем кулачки друг над другом),
Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями).
Топ-топ (ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг (кулачки стучат по столу),
Чики-брики (ладони хлопают поочередно по полу),
Чики-брик (кулачки стучат поочередно по столу).
Птицы песенки поют (ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот),
Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).
Топ-топ (ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг (кулачки стучат по столу),
Чики-брики (ладони хлопают поочередно по столу),
Чики-брик (кулачки стучат поочередно по столу).
В гости к мишкам мы пришли (показать кистями рук треугольник – «крышу»),
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три (постучать кулаком о ладонь),
Поскорей нам отвори! (сжимаем и разжимаем кулаки).
Воспитатель: А какие еще плохие поступки совершил медвежонок в стихотворении?
Ответы детей: (разрушил птичий дом, дерется)
Воспитатель: Правильно…
«…Не знает он приличий —
Он дом разрушил птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах…»
Воспитатель: А теперь я хочу предложить нарисовать иллюстрации к стихотворению А. Л. Барто «Медвежонок – невежа». (Цель: Учить создавать композиции сюжетов.)
Рисование. (выставка детских рисунков)
Воспитатель: Вот, ребята, сколько поучительных историй рассказала нам замечательная детская писательница Агния Львовна Барто. Правдивые это истории или выдуманные писателем не знает никто. Но все знают русскую поговорку: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок!» Вот и Агния Барто, когда сочиняла свои стихи, надеялась, что дети, услышав эти истории, задумаются, и никогда не будут поступать, так как МЕДВЕЖОНОК-НЕВЕЖА. А будут расти умными, аккуратными, послушными, внимательными и самыми добрыми. А теперь я предлагаю пройти в музыкальный зал для просмотра мультфильма «Медвежонок – невежа».
Литература
- Агния Барто// Я расту. Стихи. — Москва: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
- Барто Агния Львовна// Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. — М., 1995.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей группе (RANDOM - 50%)