Конспект НОД по развитию речи в средней группе по произведению А. Л. Барто «Медвежонок – невежа»

 

Камнева Мария Сергеевна, воспитатель, МОУ Детский сад № 135,

г. Волгограда.

 

Цель: — расширять знания о творчестве А. Л. Барто.

Задачи: — развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание;

— развивать память, художественно-речевые и исполнительские умения;

— воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Оборудование: портрет А.Л. Барто; картинки к стихотворению «Медвежонок – невежа»; иллюстрации к дидактической игре «Что такое хорошо, а что такое плохо и почему»;  бумага и цветные карандаши; видеозапись мультфильма «Медвежонок – невежа».

Предварительная работа: чтение детям стихотворений из серии « Игрушки» А. Барто.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на портрет знаменитой детской поэтессы Агнии Львовны Барто. Это она написала для нас стихи, которые мы знаем с самого детства. Если я начну говорить строчку, вы обязательно подхватите и продолжите: «Спать пора…. (уснул бычок)». «Уронили… (мишку на пол)». «Нет, напрасно мы решили…. (прокатить кота в машине)». Это стихи Агнии Барто, одной из самых любимых детских поэтесс. Родилась А.Л. Барто 17 февраля 1906 года в Москве. А кто прочтет ее стихи?

1 ребенок. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

2 ребенок. Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

3 ребенок. Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

4 ребенок. Самолет построим сами

Понесемся над лесами,

Понесемся над полями.

А потом вернемся к маме.

5 ребенок. Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

6 ребенок. Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

7 ребенок. Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Воспитатель: Молодцы ребята. А я вам хочу прочитать стихотворение «Медвежонок – невежа».

Чтение стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок – невежа» (рассматривание иллюстраций к произведению).

Беседа по произведению.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой «невежа»?

Ответы детей: (грубый, невоспитанный, невежливый человек).

Воспитатель:  Правильно невежа это — грубый и невоспитанный человек, вероятно также и глупый. По сути, слово подразумевает невежливого человека. Невежей можно также назвать любого, даже воспитанного человека, если в конкретный момент он проявил неуважение, грубость и невежливость к кому — либо.

Воспитатель: Послушайте, в произведении есть такие слова…

«…Нашел он мед пчелиный —
И грязной лапой в мед!

Мать твердит:
— Имей в виду —
Так нельзя
Хватать еду! —
А он как начал чавкать,
Измазался в меду…»

Какие правила здесь нарушает медвежонок?

Ответы детей: (правила поведения за столом)

Игра- ситуация «Обед для медвежонка».

(Цель: Закрепление правил поведения за столом. 

Педагог просит детей помочь ему провести для медвежонка вкусный урок: если медвежонок ведут себя хорошо, его надо хвалить — хлопать, а если плохо, то возмущаться — топать и делать замечания.)

Воспитатель: Ребята, послушайте такие строки из стихотворения…

«…Родители беседуют —
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу —
Медведю пожилому
Не уступил дорогу…»

Как вы думаете, а какие правила, медвежонок нарушает здесь?

Ответы детей: ( правила общения со взрослыми).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо и почему».

Воспитатель: Послушайте ребята как медвежонок  вел себя в гостях…
«…Пошел сыночек в гости —
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки…»

Как вы думаете это хорошее поступки?

Ответы детей: (нет, плохие)

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику «В гости к мишкам».

 Пальчиковая гимнастика «В гости к мишкам»

Нас позвали мишки в гости (ладони на щеках, качаем головой),

И пошли мы по дорожке (пальцы «шагают» по столу).

Топ-топ (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг (кулачки стучат по столу),

Чики-брики (ладони хлопают поочередно по столу),

Чики-брик (кулачки стучат поочередно по столу).

Видим дерево высокое (наставляем кулачки друг над другом),

Видим озеро глубокое (волнообразные движения кистями).

Топ-топ (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг (кулачки стучат по столу),

Чики-брики (ладони хлопают поочередно по полу),

Чики-брик (кулачки стучат поочередно по столу).

Птицы песенки поют    (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой и наоборот),

Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак).

Топ-топ (ладони хлопают по столу),

Прыг-прыг (кулачки стучат по столу),

Чики-брики (ладони хлопают поочередно по столу),

Чики-брик (кулачки стучат поочередно по столу).

В гости к мишкам мы пришли (показать кистями рук треугольник – «крышу»),

Дверь в избушке мы нашли,

Постучали: раз-два-три (постучать кулаком о ладонь),

Поскорей нам отвори! (сжимаем и разжимаем кулаки).

Воспитатель: А какие еще плохие поступки совершил медвежонок в стихотворении?

Ответы детей: (разрушил птичий дом, дерется)

Воспитатель: Правильно…

«…Не знает он приличий —
Он дом разрушил птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах…»

Воспитатель: А теперь я хочу предложить нарисовать  иллюстрации к стихотворению А. Л. Барто «Медвежонок – невежа». (Цель: Учить создавать композиции сюжетов.)

Рисование. (выставка детских рисунков)

Воспитатель: Вот, ребята, сколько поучительных историй рассказала нам замечательная детская писательница Агния Львовна Барто. Правдивые это истории или выдуманные писателем не знает никто. Но все знают русскую поговорку: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок!» Вот и Агния Барто, когда сочиняла свои стихи, надеялась, что дети, услышав эти истории, задумаются, и никогда не будут поступать, так как МЕДВЕЖОНОК-НЕВЕЖА. А будут расти умными, аккуратными, послушными, внимательными и самыми добрыми. А теперь я предлагаю пройти в музыкальный зал для просмотра мультфильма «Медвежонок – невежа».

 

Литература

  1. Агния Барто// Я расту. Стихи. — Москва: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.
  2. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н.И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. — М., 1995.