«Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края (из опыта работы с детьми по вопросам патриотического воспитания)»

Земскова Татьяна Ивановна, воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 3 — детский сад «Сказка», г. Нефтегорск Самарская обл.

Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. А что такое Родина? Родина – прислушайтесь к этому слову! Это слово так близко другим словам: родня, родственник, родной, родимая. Так мы говорим об очень близких нам людях (о мамах, папах, сестрах и братьях). Мы произносим эти слова и от них веет теплом, уютом, спокойствием. Так и наша Родина – это место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья.[1]

Формирование любви к родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким родным местам.

И воспитание любви к природе родного края – это одна из важных задач, которую ставлю перед собой в системе работы  по вопросам патриотического воспитания детей.

Начиная с младших групп, знакомлю детей с улицей, на которой расположен детский сад, провожу целевые прогулки по улицам города, обращаю особое внимание на красоту окружающей природы: деревья, кустарники, цветы. Основная цель, которую ставлю во время наблюдений, экскурсий, прогулок – воспитание у малышей любви к природе, родному краю, бережное отношение к зеленым насаждениям на всем участке и за пределами.

Проводится цикл занятий: «Птицы на улицах нашего города», «Знакомство с птицами города». Основная задача которых, любить, охранять и защищать своих пернатых друзей.

Далее в старших группах детей знакомлю с растениями наших полей (овес, пшеница, рожь, ячмень) лугов, садов, огородов. Организую вместе с родителями экскурсии в парки, близлежащие лесополосы, где дети знакомятся с деревьями и кустарниками своего родного города, а так же травами, грибами, которые тут растут.

А на территории своего детского сада «провели» с ребятами своеобразную экологическую тропу. Например, у нас в детском саду от цветущей клумбы с цветами до зеленой ели. Где по пути встречаются и сад, и деревья, огород и клумбы, цветники в виде корзины с другими цветами, и береза, и рябина и так далее. Так регулярно дети знакомятся и запоминают деревья, кустарники, цветы на территории своего детского сада.

Организуются праздники и вечера досуга на тему: « Люблю березку русскую!», на которых отмечаю, что кудрявая, стройная, белоствольная березка, растущая рядом с нами, является символом России.

Провожу занятия про одну из самых больших и знаменитых рек нашего  края – Волги.

Со старшими детьми обязательно нужно продумать ряд прогулок, экскурсий по ознакомлению с родным городом, его природой. Пусть ребенок поймет, что его маленькая Родина – часть большой страны, в которой живет его народ.

Каждый город, поселок неповторимы, но у них и много общего, общерационального: музеи, улицы,  памятники прошлого. Намечая прогулку по главной улице, по центральной площади, предложить детям подумать, почему они так называются, обратить внимание на то, как украшен этот район, какие здесь скверы, парки. Не упустить возможность рассказать, как люди заботятся о красоте и чистоте своего города.

Важно сказать, что каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, дверью, полом, окнами. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему природа.

Природа – дом особый. Внутри него всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме. Какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает это узнать наша знакомая наука – экология. Как говорил Пришвин: «Охранять природу – значит защищать Родину!». Поэтому уже с детского сада важно научить детей правильному взаимоотношению с окружающей живой природой: птицами, животными, насекомыми.[2]

Здесь уже в старшем дошкольном возрасте по воспитанию любви к природе и уважительном отношении к ней большое значение имеют экологические сказки, которые дети с большим интересом слушают  и сочиняют сами. Можно предложить темы сказок, например: «Если бы испекли Колобок, куда бы он покатился», «Сказка о человеке и золотой рыбки на современный лад», «Серая шапочка и красный волк».[3]

Очень нужно, чтобы дети поняли, что у природы нет ни кулака, ни зубов, а мы дети  и взрослые – помощники и защитники ее. Поэтому, конечно, формирование любви к Родине начинается через любовь к природе родного края. А любить Родину – это значит знать ее, стараться все сделать  для нее, чтобы ей было хорошо; это значит защищать ее и жалеть, когда ей трудно.

Литература:

  1. Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия». Москва «Просвещение» 2001 г.
  2. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Издательство: Мозаика – синтез. Москва 2008 г.
  3. Н.А. Рыжева «Не просто сказки». Издательство: ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002 г.