Мацало Галина Алексеевна, воспитатель, МБДОУ дет/сад №92 г.Таганрога
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «День Космонавтики».
Развивающая задача: Закрепить занятия детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Обучающая задача: Расширять представления детей о космических полетах; познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-
К.Э. Циолковским, С.П. Королёвым.
Воспитательная задача: Воспитывать гордость за нашу Родину, за её достижения в науке, за героизм российских людей.
ХОД
Загадываю детям загадки.
1.Чудо- птица, алый хвост
Прилетела в стаю звёзд (ракета).
- По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (звёзды)
- 3. В космосе сквозь чащу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света ,
А зовут объект … (комета)
— Ребята, догадались, о чем мы сегодня будем вести разговор? (о космосе, о космонавтах…)
—Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? ( День космонавтики)
— Почему этот праздник так называется? (это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытаний космических ракет, спутников, всей космической технике
— Кто такие космонавты ?(для того как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции. И потом только на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами.)
— Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы (иллюстрация), и наблюдая за звёздным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие – больше.
— А вы знаете другие планеты?
Игра — считалка «По порядку становись…»
Дети встают в круг . Воспитатель кидает мяч любому ребёнку- ведет счёт, а дети называют планеты)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три — Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь — Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
-Ребята, присаживайтесь на свои места.
Парад планет.
Мы с вами закрепили названия всех планет, а сейчас я хочу проверить, как вы узнаете планету по описанию. Кто назовет планету, выходит, берет ленточку с правильным номером. (дети под музыку выполняют движения )
— Самая близкая планета к солнцу. Она каменистая.(Меркурий)
— Покрыта слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара.(Венера)
— Есть вода, кислород, растения, животные.(Земля)
— Есть 4 времени года, покрыта красными песками.(Марс)
— Самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.(Юпитер)
— Состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.(Сатурн)
— «лежачая планета»(Уран)
— Холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.(Нептун)
-Самая дальняя планета. Ее еще называют «карликовой».(Плутон)
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей ? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И тогда ученые придумали ракеты.
Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский( иллюстрация) Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось долететь до далеких планет.
Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до
какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат.
Но, к сожалению, у него не было возможности этот летательный аппарат построить.
И только через много-много лет другой учёный- конструктор Сергей Павлович Королёв – смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг земли сначала полетели кто? (собаки Белка и Стрелка). Это произошло 20 августа 1960 года, после суточного полёта они были возвращены на землю в катапультируемой капсуле и стали мировыми знаменитостями
А под руководством С.П. Королёва была сконструирована ракета, в которой 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.
—Назовите фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин)
После полета Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины.
— Кто знает имена женщин-космонавтов? (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая – Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
— Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время космического полёта человек испытывает огромные перегрузки.
Физминутка.
Раз – два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлёт. (разводят руки в стороны)
Что бы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берётся руками за щёки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо, влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землёю (разводят руки в сторону)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
— А что же такое перегрузки?
Перегрузки – Это, такое состояние, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать.
Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжёлым, а руки и ноги невозможно поднять. Но, зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится лёгким. Как пух и люди летают по кораблю, как пёрышки.
— Как называется состояния в космосе? (состояние невесомости).
— Знаете ли вы, в чём находится еда у космонавтов? ( в тюбиках иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком). Вот видите, как трудно было первому космонавту.
— Почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?
Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, чем они могли там столкнутся. Ведь в ракете могли бить какие-то неисправности. Поэтому космонавты должны очень хорошо знать, как устроена ракета, чтобы починить неисправности. Космонавты могли столкнутся с другими летательными аппаратами – ведь никто не знал, есть ли жизнь на других планетах.
Игра «Какой космонавт, что делает»!
Дети стоят в кругу бросают друг – другу мяч. В начале говорят слова которые отвечают на вопрос: какой космонавт. По сигналу воспитателя ( хлопок в ладоши ) говорят слова, которые отвечают на вопрос: « что делает?»
Возвращение космонавтов ждут не только их родные, но и весь народ. И все радуются. Когда они благополучно приземляются.
Поэтому, когда впервые в космос полетел Ю. Гагарин, весь наш народ следил за этим полётом,
Все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. В Москве люди собрались в центре на Красной площади и до позднего вечера продолжался праздник. Они кричали «Ура! Гагарин!», «Слава нашей Родине!»
Труд космонавта по достоинств у оценила наша страна : все космонавты удостоены высоких наград.
Может быть, кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет и изобретёт такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты. И прославите нашу Родину.
У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди.
Подведение итога занятия.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Как мы поздравляем мам» (RANDOM - 50%)