Конспект непрерывной образовательной деятельности  для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Баранова Светлана Владимировна старший воспитатель МДОУ «Детский сад №82»

г. Ярославль

Цель:

Расширение и обогащение  у детей представлений о ценности хлеба.

Задачи:

  • закрепить знания о сельскохозяйственных работах по выращиванию хлеба
  • познакомить с этапами выращивания зерна нашими предками
  • формировать представление о сложности, длительности и трудоемкости процесса производства хлеба от зерна до каравая
  • развивать умение согласовывать речь и движение
  • развивать мышление, память, внимание
  • формировать умение выражать и аргументировать собственную точку зрения

Материалы и оборудование к занятию:

Кукла Почемучка, проектор, компьютер, сундучок с кусочками белого и черного хлеба, иллюстрации «Как наши предки выращивали хлеб», мольберт, набор магнитов, магнитофон, ржаные и пшеничные колосья, каравай.

Ход занятия:

Ребята, сегодня Почемучка получила подарок. Здесь находится настоящее сокровище, драгоценность, настоящее богатство.Скажите , пожалуйста, а что мы называем богатством, сокровищем, драгоценностью? Правильно, богатством, драгоценностью мы называем то, что дорого стоит, то, что имеет для нас большую ценность. Обычно богатство люди бережно хранят, дорожат им, стараются его преумножить.Ребята, как вы думаете, что же за богатство может находиться у Почемучки  в корзинке?

А давайте посмотрим, что же лежит внутри!

(Воспитатель достает кусочек белого и черного хлеба) Да это обычный хлеб!

Вот он – хлебушко душистый с хрусткой корочкой витой,

Вот он – свежий, золотистый, словно солнцем налитой!

Ребята, почему же я сказала, что Почемучке подарили настоящее сокровище? Мы же с вами говорили, что богатство, драгоценность – это то, что дорого стоит, имеет большую ценность. Скажите, а разве кусочек хлеба стоит таких же денег, как золото или бриллианты?  Правильно, хлеб может купить любой, даже очень бедный  человек. Мы едим хлеб каждый день  — на завтрак , обед и ужин. Как вы думаете,  так почему же я сказала, что Почемучка получила в подарок  драгоценность, богатство, настоящее сокровище?

Чтобы ответить на этот вопрос я вам вместе с Почемучкой предлагаю совершить увлекательное путешествие  от хлебного зернышка до румяного каравая.(слайд №1) Путешествие наше начинается ранней весной, лишь только оттает снег и слегка просохнет земля. В это время начинается пахота ( от слова «пахать»).

На поля выезжают сильные машины – помощники людей. Повсюду слышен их мощный гул. Как называются эти машины? (трактора)  Как называются люди, которые управляют тракторами? (трактористы) Давайте и мы с вами превратимся в трактористов!

Физкультминутка «Трактора»

Тара-ра, тара-ра  — руки перед грудью, «заводим мотор»

Из колхозного двора – разводим руки в стороны

Из колхозного двора – разводим руки в стороны

Выезжают трактора – топающий шаг на месте, руками имитируем вращение колес

Будем землю пахать – изображаем копку земли

Будем хлеб засевать – изображаем посев семян

Будем хлеб молотить – ударяем кулаком об кулак

Малых детушек кормить – формуем пирожок, руки вытягиваем вперед.

Сзади к трактору прикреплен плуг, который вспахивает землю. Земля переворачивается и ложится большими плотными комками.

Можно ли в такую землю сажать зерна? Правильно, такая земля не пригодна для сева, т. к. нежным росткам будет трудно пробиваться сквозь плотные комья, их может сдуть ветер или склевать птицы. Землю сначала нужно разрыхлить.  Рыхлят землю при помощи бороны, которая похожа на большие грабли, у нее большие острые стальные зубья.

В старину пахали и боронили  на лошадях, это был тяжелый изнурительный труд. (Выставляем соответствующую иллюстрацию) Как вы думаете, тяжелая это была работа? После боронования земля стала мягкой, рыхлой , в нее можно сеять семена. День сева – один из самых ответственных дней , в старину крестьяне надевали праздничные рубахи и с молитвой приступали к делу. В те времена семена вручную разбрасывали по поверхности почвы из корзинки или мешочка, который висел на поясе. (Выставляем соответствующую иллюстрацию) Во время сева важно, чтобы погода была благоприятная, но прогнозов погоды тогда еще не существовало, поэтому крестьяне внимательно наблюдали за природой и определяли нужный момент для посева зерна. Хотя сейчас есть точные прогнозы погоды, земледельцы до сих пор для определения сроков сельскохозяйственных работ используют народные приметы. В наши дни  для посева используют специальные машины – сеялки, которые равномерно распределяют зерно по поверхности почвы и присыпают его землей. Ну, вот, наконец, семена оказались в теплой мягкой земле, как в постельке. Ребята, что нужно семенам для роста?

Правильно, семенам для роста нужен свет, тепло и вода.

Поэтому теперь вся надежда на хорошую погоду – ласковое солнышко да теплый дождик. Проходит совсем немного времени и на поле появляются нежные росточки! Но здесь их подстерегают враги – сорняки, болезни и вредители – мыши и вредные насекомые.  Сорняки, если с ними вовремя не бороться, могут забрать из почвы все питательные вещества, мыши и вредные насекомые могут практически полностью уничтожить все посевы. Поэтому  хлеборобам некогда сидеть сложа руки – ведь сколько еще труда потребуется, чтобы из робких   тоненьких всходов выросли золотые полные зерна колосья! За здоровьем хлебных колосьев следит агроном. Это человек, который знает, как вырастить богатый урожай. Рано утром он выходит в поле и внимательно наблюдает как растут хлебные колосья . Труд агронома очень ответственный – стоит ему ошибиться и может погибнуть весь урожай. Вот проходит день за днем, все лето колоски тянутся к солнцу, наливаются зерном. Наконец, колоски набирают силу!

Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Хлеб созрел, колоски пожелтели. Пора собирать урожай!

Давайте и мы с вами превратимся в колоски!

Физкультминутка «Колосок»

Строен, крепок и высок – руки поднять вверх

Вырос в поле колосок – наклоны из стороны в сторону

Светом солнечным согретый – сжимаем и разжимаем пальцы рук

В поле он стоял все лето – опустить руки вниз

Полон спелого зерна – руки на поясе, поворот вокруг себя топающим шагом

Убирать его пора – хлопки руками.

Раньше колосья косили ручной косой или серпом (показать серп ). Выходили в поле косцы – все мужчины – и с утра и до вечера косили хлебные колосья.  А женщины вязали снопы. Затем колосья молотили (освобождали зерна). Работали под палящим солнцем,  не покладая рук, стараясь до дождей убрать весь урожай. Жатва – именно так называется пора сбора урожая – очень ответственная и тяжелая пора. Иногда хлеборобам приходится работать даже по ночам. О времени сбора урожая в народе говорят:

Некогда лежать, когда пора жать

А урожай соберем – хоровод заведем!

Сейчас урожай помогают убирать машины. Как они называются – отгадайте загадку:

Корабль-великан не по морю плывет, корабль-великан по земле идет,

Поле пройдет – урожай соберет (комбайн)

Комбайн выполняет сразу много работ – срезает колосья, обмолачивает их (освобождает зерна) и ссыпает в кузов машины. А солому упаковывает в большие скирды и оставляет их в поле. Вот зерно собрано! Кто из вас знает, куда машины везут зерно? Зерно везут в большие хранилища, которые называются элеваторами. Там зерно просушивают и хранят столько, сколько нужно. Ребята, можно ли испечь хлеб из зерна?  Что нужно сделать с зерном, чтобы получилась мука? Раньше муку мололи на мельнице, где ветер или вода вращали большие жернова, которые и перетирали зерна в муку.  Теперь муку производят  на мукомольном заводе – современном предприятии, оснащенном по последнему слову техники. Мука – пышная, воздушная готова стать хлебом! Чтобы испечь хлеб, муку везут на хлебозавод или в пекарню. Там из воды, муки, соли, сахара и дрожжей в больших чанах замешивают тесто, из которого в специальных печах пекут булки, батоны, черный хлеб, баранки, кексы и т.п. Как вы думаете,   почему хлеб бывает разный – черный и белый? Правильно, его пекут из разной муки. Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи. (Рассмотреть колоски ржи) Как называется эта мука? (Ржаная). Правильно, и черный хлеб называется ржаным. А белый хлеб пекут из муки, которую делают из пшеницы. (Рассмотреть колоски пшеницы) Такая мука называется …(пшеничная), а хлеб…(пшеничный).  Вот ароматный хлеб вынут из печи и его можно вести в магазин. Какого хлеба здесь только нет – с изюмом, с маком, с сахаром. А из муки пекут не только хлеб, но и различные сладости (вафли, печенье, кексы, баранки и т.п.)

Дидактическая игра «Что пекут из муки» (Педагог называет различные продукты или блюда. Если это блюдо приготовлено из муки – дети хлопают, если в нем нет муки – не хлопают)

Вот сколько всего вкусного можно приготовить из муки!

В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки  и плетенки, и ватрушки.

Выбирайте, не стесняйтесь, угощайтесь, угощайтесь!

Ребята, а Почемучка тоже хочет угостить вас вкусным караваем! Ах, какой ароматный!

Ребята, вспомните наше путешествие от хлебного зернышка до этого каравая  и дайте ответ  Почемучке – почему же хлеб называют драгоценностью, богатством, сокровищем, которое надо беречь, которым надо дорожить?

Правильно, ребята! Хлеб называют сокровищем, богатством, драгоценностью не потому, что он стоит много денег, а потому в каждый кусочек хлеба вложен огромный труд многих и многих  людей!

Вот он – хлебушко душистый с хрусткой корочкой витой.

Вот он, свежий, золотистый словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал – пришел.

В нем- здоровье наше, сила, в нем  — чудесное тепло

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно потрудились на земле!

Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

Дети, берегите хлеб! Он – наше богатство, драгоценность, настоящее сокровище!

А сейчас Почемучка предлагает посмотреть мультфильм «Пирожок».