Бусыгина Наталья Григорьевна, воспитатель, г.Кемерово
На любом спектакле, утреннике, экскурсии можно увидеть ребенка, который вертится, крутится, мешает себе и другим. Воспитатель хорошо знает, что призывать такого ребенка к порядку бессмысленно. Подобное, неудобное для окружающих, поведение — не вина ребенка, а его беда. Скорее всего, он просто не может больше сидеть или стоять спокойно. Однако есть несколько способов, которые, если и не снимут проблему полностью, то уж точно облегчат жизнь и ребенку, и вам. И это точно лучше, чем возмущенно шикать на него.
Самый простой путь и есть самый эффективный. Если ребенок устал, ему нужно дать ОТДОХНУТЬ. Отведите его в сторону, дайте попить. Как правило, дети, которые легко утомляются, также легко восстанавливаются. Пары минут будет достаточно, чтобы вернуть «бойца» в строй. Но что делать, если вывести ребенка из помещения или прервать занятие нет никакой возможности? Мы предлагаем несколько способов, которые помогут вам занять ребенка, не изолируя его, и без особого ущерба для окружающих. И, пожалуйста, не беспокойтесь о том, что предложенный на занятии материал пройдет мимо — у непоседливых детей чрезвычайно развиты периферийные слух и зрение. С их помощью дети могут воспринять огромное количество информации. Так что необходимый ему объем материала ребенок возьмет в любом случае.
Естественные причины
Прежде всего, убедитесь, что ребенок не хочет в туалет, что ему не жарко, не холодно, что он не голоден. Может быть, он беспокоится из-за того, что мама не пришла на праздник. Или волнуется, что пришла. Или он излишне сопереживает происходящему на сцене. Активные, подвижные дети, как правило, очень чувствительны к подобным вещам.
После того как обнаружили причину, постарайтесь ее устранить. Выведите ребенка в туалет, дайте ему немного еды: конфетку, кусочек шоколадки. Поддержите ребенка, успокойте. Если он волнуется, переживая повороты сюжета, скажите, что вы знаете эту сказку и что все закончится хорошо.
Мокрый платок
Подвижные дети часто отличаются чувствительностью. Сильное тактильное ощущение способно настолько увлечь их, что со стороны покажется, будто ребенок просто заморожен. Таким ощущением может стать, к примеру, мокрый носовой платок, положенный на руку. Или если вы просто возьмете ребенка за руку. Любой необычный на ощупь предмет — шершавый, мокрый, холодный или теплый — отлично подойдет. Это средство хорошо действует на
маленьких детей, для которых угов:-ры и увещевания не являются веских средством убеждения. Однако важнс понимать, что слишком неожиданкс е действие может напугать ребенка. Будьте внимательны.
Устный счет
Если ребенок отвлекся от содержания спектакля или экскурсии и больше не может воспринимать информацию, предложите ему альтернативнее занятие, в корне отличающееся от предыдущего. Например, пусть сосчитает, сколько раз экскурсовод скажет слово «итак». Или откуда будут чаще выходить на сцену — из правой или из левой кулисы. Это будет абсолютно бессмысленное с точки зрения усвоения материала занятие, однако к этому моменту ребенок и так ничего уже не слышит и не видит. А таким образом вы сможете на время успокоить его и сконцентрировать его внимание на сцене.
Подзорная труба
Сконцентрировать внимание на сцене поможет подзорная труба. Сделайте ее, свернув в трубочку лист бумаги. Предложите ребенку смотреть в нее представление. Это не только развлечет ребенка и займет его на какое-то время, но и станет для него своеобразными шорами, позволяющими не отвлекаться на происходящее вокруг. Если листа бумаги под рукой нет, просто предложите ребенку сделать трубу из ладоней. В больших театрах с такой задачей пре-красно справляется театральный бинокль. К слову/такой же прием прекрасно подойдет, если ребенок испугается происходящего на сцене: в этом случае подзорная труба станет определенным барьером между ребенком и тем, что его пугает.
Поменяться местами
Придать ребенку сил может смена простых условий. Перемена позы, смена угла зрения — все это позволит ему по-новому взглянуть на происходящее. Если вы чувствуете, что ребенок действительно устал, а отдохнуть нет никакой возможности, предложите ему поменяться с вами местами. Или поменяйте местами двух беспокойных детей. Только важно, чтобы ваш жест не выглядел как наказание (в школе учителя обожают «рассаживать» учеников). Наказание еще никому не придавало сил. А вот предложенная помощь действительно сможет исправить ситуацию.
Бумажный журавлик
Сложите из небольшой бумажки незатейливую фигуру оригами. Для первого раза подойдет простой бумажный кораблик. В дальнейшем нужно будет освоить три-четыре несложные фигуры-оригами. В арсенале у любого хорошего воспитателя должно быть несколько таких приемов. Занятые руки помогут ребенку досидеть до конца утренника без происшествий. В случае если нет бумаги, на помощь вам может придти маленький мячик или деревянная игрушка — в общем, все, что ребенок может покрутить в руках без особого шума.
- «Участие родителей в детсадовской жизни!!!» (50%)
- Консультация для родителей старшей группы «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» (50%)
- Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (50%)
- Сценарий «Ангарские защитники Отечества» для старшей группы (50%)
- Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?» (50%)
- Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы» (RANDOM - 50%)