«Шесть способов успокоить непоседливого ребенка»

Бусыгина Наталья Григорьевна, воспитатель, г.Кемерово

 

     На любом спектакле, утреннике, экскурсии можно увидеть ребенка, который вертится, крутится, мешает себе и другим. Воспитатель хоро­шо знает, что призывать такого ребенка к порядку бессмысленно. Подобное, неудобное для окружающих, поведение — не вина ребенка, а его беда. Скорее всего, он просто не может больше сидеть или стоять спокойно. Однако есть несколько способов, которые, если и не снимут проблему полностью, то уж точно облегчат жизнь и ребенку, и вам. И это точно лучше, чем возмущенно шикать на него.

Самый простой путь и есть самый эффективный. Если ребенок устал, ему нужно дать ОТДОХНУТЬ. Отведите его в сторону, дайте попить. Как правило, дети, которые легко утомляются, также легко восстанавлива­ются. Пары минут будет достаточно, чтобы вернуть «бойца» в строй. Но что делать, если вывести ребенка из помещения или прервать занятие нет никакой возможности? Мы предлагаем несколько способов, которые помогут вам занять ребенка, не изолируя его, и без особого ущерба для окружающих. И, пожалуйста, не беспокойтесь о том, что предложенный на занятии материал пройдет мимо — у непоседливых детей чрезвы­чайно развиты периферийные слух и зрение. С их помощью дети могут воспринять огромное количество информации. Так что необходимый ему объем материала ребенок возьмет в любом случае.

Естественные причины

Прежде всего, убедитесь, что ребе­нок не хочет в туалет, что ему не жарко, не холодно, что он не голоден. Может быть, он беспокоится из-за того, что мама не пришла на празд­ник. Или волнуется, что пришла. Или он излишне сопереживает происхо­дящему на сцене. Активные, подвиж­ные дети, как правило, очень чувстви­тельны к подобным вещам.

После того как обнаружили причи­ну, постарайтесь ее устранить. Выве­дите ребенка в туалет, дайте ему не­много еды: конфетку, кусочек шоколадки. Поддержите ребенка, успокойте. Если он волнуется, пере­живая повороты сюжета, скажите, что вы знаете эту сказку и что все закон­чится хорошо.

Мокрый платок

Подвижные дети часто отличаются чувствительностью. Сильное так­тильное ощущение способно на­столько увлечь их, что со стороны покажется, будто ребенок просто за­морожен. Таким ощущением может стать, к примеру, мокрый носовой платок, положенный на руку. Или если вы просто возьмете ребенка за руку. Любой необычный на ощупь предмет — шершавый, мокрый, холод­ный или теплый — отлично подойдет. Это средство хорошо действует на

маленьких детей, для которых угов:-ры и увещевания не являются веских средством убеждения. Однако важнс понимать, что слишком неожиданкс е действие может напугать ребенка. Будьте внимательны.

Устный счет

Если ребенок отвлекся от содержа­ния спектакля или экскурсии и боль­ше не может воспринимать информа­цию, предложите ему альтернативнее занятие, в корне отличающееся от предыдущего. Например, пусть со­считает, сколько раз экскурсовод скажет слово «итак». Или откуда будут чаще выходить на сцену — из правой или из левой кулисы. Это будет абсолютно бессмысленное с точки зрения усвоения материала занятие, однако к этому моменту ребенок и так ничего уже не слышит и не видит. А таким образом вы сможете на время успокоить его и сконцентрировать его внимание на сцене.

Подзорная труба

Сконцентрировать внимание на сцене поможет подзорная труба. Сделайте ее, свернув в трубочку лист бумаги. Предложите ребенку смо­треть в нее представление. Это не только развлечет ребенка и займет его на какое-то время, но и станет для него своеобразными шорами, позво­ляющими не отвлекаться на проис­ходящее вокруг. Если листа бумаги под рукой нет, просто предложите ребенку сделать трубу из ладоней. В больших театрах с такой задачей пре-красно справляется театральный бинокль. К слову/такой же прием пре­красно подойдет, если ребенок ис­пугается происходящего на сцене: в этом случае подзорная труба станет определенным барьером между ре­бенком и тем, что его пугает.

Поменяться местами

Придать ребенку сил может смена простых условий. Перемена позы, смена угла зрения — все это позволит ему по-новому взглянуть на проис­ходящее. Если вы чувствуете, что ребенок действительно устал, а отдо­хнуть нет никакой возможности, предложите ему поменяться с вами местами. Или поменяйте местами двух беспокойных детей. Только важ­но, чтобы ваш жест не выглядел как наказание (в школе учителя обожают «рассаживать» учеников). Наказание еще никому не придавало сил. А вот предложенная помощь действительно сможет исправить ситуацию.

Бумажный журавлик

Сложите из небольшой бумажки не­затейливую фигуру оригами. Для первого раза подойдет простой бу­мажный кораблик. В дальнейшем нужно будет освоить три-четыре не­сложные фигуры-оригами. В арсенале у любого хорошего воспитателя долж­но быть несколько таких приемов. Занятые руки помогут ребенку доси­деть до конца утренника без проис­шествий. В случае если нет бумаги, на помощь вам может придти маленький мячик или деревянная игрушка — в общем, все, что ребенок может покру­тить в руках без особого шума.