Методическая разработка Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Ссоры и споры»

Бричик Наталья Евгеньевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 173» г.о. Самара

Цель: учить детей поиску конструктивных решений конфликта.

Задачи:

— формирование навыков ведения спора;

— дать представления об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей;

— развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность;

— побуждать детей к придумыванию окончания истории в паре.

Оборудования и материалы:

Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат
Речевая разминка. Разыгрывание диалога спорящих и поссорившихся героев с интонацией злости, обиды и непонимания.

Разговор с пчелкой.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ: «А как ты мог, сорвать любимый мой цветок? Ведь он был мне ужасно нужен. Я берегла его на ужин»

Дети откликаются на предложение воспитателя. Выдвигают свои предположения. Дети проговаривают текст. Дети активно вовлечены в процесс занятия. Сформирован интерес к предстоящей теме обсуждения.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

— из-за чего сорятся дети?

— бывают ли ссоры в нашей группе?

— часто ли сорятся девочки и мальчики?

— мешают ли ссоры людям?

Дети отвечают на вопросы, выдвигают свои предположения. Сформирован интерес к предстоящей теме.
Воспитатель рассказывает историю про двух собачек. «Две собачки бежали по дороге и нашли яблоко. Вот это яблоко! – удивились Татошка и Филя.
Затем одна собачка говорит: по – моему, это яблоко сладкое, потому что оно большое! А я думаю, что оно кислое, ведь большое яблоко может быть кислым, потому что оно зелёное. Собачки начали спорить.

— что происходит с собачками?

— как изменяется лицо когда споришь?

Воспитатель предлагает детям изобразить спорящих Тотошку и Филю перед зеркалом.

Дети разглядывают себя в зеркале, рассуждают, как изменяется лицо в споре. Отвечают на вопросы. Дети объясняют своё настроение и состояние в процессе ссоры. Приходят к выводу, что мимикой можно показать своё внутренне состояние.
Педагог предлагает детям придумать окончание сказки. Дети объединяются в пары по желанию, придумывают окончание сказки. Затем каждая пара показывает свою сказку. Создано положительное эмоциональное состояние. Активизирован словарь детей.
Игра «Мимика». Воспитатель предлагает детям представить, что они едят яблоко и изобразить это с помощью мимики. Дети имитируют мимикой,  как они едят яблоко, какое оно на вкус. Формируются артистические умения, желание ярко сыграть роль.

 

Игра «Интонация». Воспитатель предлагает детям повторить с разной интонацией предложение «Давайте никогда не ссориться» Дети повторяют фразу с разной интонацией. Формируется представление о том, что одну и ту же фразу можно произнести с разной интонацией, изменяя при этом ее смысл.
Игра – головоломка «Весёлый спор». Воспитатель показывает детям плакат с изображением лисы и мухомора, составленные из частей квадрата. И предлагает детям собрать самостоятельно эти же фигуры. Дети собирают из частей квадрата изображение лисы и мухомора. Формируется умение анализировать. Развивается воображение, внимание, память.
Игра «Нарисуй три слов». Воспитатель предлагает детям изобразить слова: сладкое, пушистое, весёлое. Дети рисуют названные слова, комментируя свои рисунки. Самостоятельно выбирают цветовую гамму. Формируется представление о том, что слова можно изобразить по – разному, в том числе на бумаге, с помощью красок.
Воспитатель подводит итог занятия и предлагает детям выбрать выражение лица, которое соответствует настроению и дорисовать его. Дети выбирают пиктограмму различных эмоциональных переживаний и дорисовывают ее согласно настроению. Усвоено понятие о том, как важно быть внимательным, чутким, добрым по отношению к другому человеку.

Формируются нравственные качества (чуткость, толерантность, доброта, отзывчивость).

Выполнена цель, подведен итог.

Список литературы

  1. «Психологические релаксационные настрои для детей», автор Седирова Л.В., Москва, 2008 г.
  2. Духовно – нравственное становление дошкольников, Панина С.М., Изд-во «Учитель», 2014 г.
  3. «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности», Я.Л.Коломенский, Б.П.Живнявский,  М 1990г.