Конспект непрерывно – образовательной деятельности по теме: «Прогулка в осенний лес»

Веснина Вера Анатольевна, воспитатель, МДОУ «ЦРР-д/с №183» г. Магнитогорска.

Программное содержание:

  • Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности;
  • Продолжать учить детей передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы;
  • Закреплять умение подбирать цветовые гаммы;
  • Обобщить впечатления детей о красоте осени в музыке, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
  • Воспитывать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чув­ства, к красоте  окружающего мира.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в парк;
  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений: «Осень» Я. Аким, «Осень» К. Бальмонт, «Осень» А. Майков;
  • Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Пение песен об осени и слушание музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»;

Материалы и оборудование:

  • Проектор, экран, презентация «Осенний лес»;
  • Голубая бумага с изображением земли.
  • Краски гуашь, кисти мягкие № 2, 5, банки с водой, салфетки.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал и попадают в «осенний лес».

Восп. Ребята сегодня мы с вами пришли не просто в музыкальный зал, а попали в лес. Какое время года в этом лесу? (Осень) Как вы догадались? (Дети называют признаки, по которым они догадались, что в парке осень). Давайте, прочтем стихи об осени.

Восп. Очень красивые стихи

Восп. Об осени можно рассказать словом и музыкой,  а как вы думаете  осень нарисовать можно? (Да) Давайте посмотрим, как изображают осень художники.

Дети  рассматривают репродукции картин, дают комментарии к увиденному. Отвечают на вопросы: Какое настроение у вас возникает от картин? Какие краски используют художники?

Восп. Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать осень в лесу. В лесу растет много разных деревьев. Теперь давайте их нарисуем, но вспомним схему изображения деревьев.

Помните, что все деревья отличаются друг от друга. Они как люди могут быть низкие и высокие, старые и молодые. Стволы у них могут быть прямые, а могут быть изогнутые или сильно наклоненные к земле, толстые и тонкие.

Листья на деревьях, словно красивая одежда: желтая, красная, оранжевая, багряная. Ветер срывает листья с веток, носит их по воздуху и поэтому поздней осенью на деревьях мало листьев.

Восп.  Вспомните, краски какого цвета можно использовать для изображения стволов, веток деревьев и кустарников, какие краски используют при рисовании осенних листьев. Подумайте, какие деревья вы нарисуете в своем лесу, и как они будут расположены на вашем рисунке.

Пальчиковая игра «Листья желтые летят»

Листопад, листопад! Листья желтые летят!

Вверх летят и вниз летят! Облетает бедный сад.

Вправо, влево полетели, на ладошках шелестели.

С ветерком они кружились и на землю опустились!

Дети начинают рисовать. Воспитатель уточняет приемы рисования. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Индивидуальная работа:

  • Кисти, какого размера необходимо применять для изображения ствола, веток, листьев.
  • Приемы изображения ствола: начинают изображать ствол сверху вниз кончиком кисти и постепенно опускают её в положение плашмя.

Воспитатель поощряет детей за внесение в рисунок индивидуальности и неповторимости, например: дерево, поваленное сильным ветром; группа молодых деревьев, сильно наклонившаяся от ветра; изображение травы и т. д.

Двигательный этюд «Ветер ветерок»

В волшебном осеннем лесу росли деревья великаны…

А под нити маленькие кустики.

Подул осенний ветерок и закачались веточки кустиков…

Поднялся сильный ветер и закачал ветви деревьев.

Полетели листики и листочки, закружились,

Встретились и подружились!

Педагог предлагает детям поместить их рисунки вокруг ковра, чтобы получился один большой осенний лес.

Итог: В конце занятия воспитатель отмечает рисунки с интересным композиционным решением. Отмечает, что одно и то же можно изобразить по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать.   Вот  на  этом  рисунке  солнце  такое  ласковое,  листья  отражают  его  лучи.  А  вот  здесь  подул  ветер,   с   некоторых  деревьев  листья  опали.