О воспитании современных детей в подростковом возрасте

Автор: Абуова Мадина Бисултановна

Педагог-организатор, учитель  МОАУ «СОШ №85» г. Оренбурга

 

«Современные дети не вылазят из контакта и ютуба», иногда кажется, что на них совсем нет влияния. И это вызывает беспокойство, потому что мы хорошо понимаем, что в подростковом возрасте закладываются привычка к самоорганизации, систематическому освоению новых знаний, которые пригодятся при получении профессии и в жизни в целом. Действительно, компьютерные технологии и связанные с ними изменения в распорядке жизни, способны ослаблять волю не только детей, но и взрослых. Влияние окружающих на ребенка к сожалению, часто тоже не способствует его развитию. В таких условиях легко поддаться ощущению беспомощности, разочарования… Каждый знает, что лучше учиться на чужих ошибках. Но почему-то большинство учится на своих. Вы всерьез думаете, что ваш ребенок сам по себе способен выбрать другую, более полезную модель поведения? И что стоит за тем, что он упорно не хочет прислушаться к разумным словам? Что стоит за ленью Большинство подростков, независимо от того, слишком родители опекают их или же, наоборот, не обращают особого внимания на их жизнь, все равно чувствуют себя брошенными. Это, во- первых, происходит потому что они из- за множества хлопот не чувствуют настоящей заботы, которая основывается на интересе в потребностях и желаниях ребенка, на отношении к нему как к особенному человеку. Во- вторых, причиной ощущения одиночества часто является недостаток телесного контакта. Во второй половине ХХ века канадский ученый Уайдер Пенфилд сделал удивительное открытие. Он доказал взаимосвязь между определенными участками мозга и частями тела, которую выявил с помощью электродов. С точки зрения мозга наиболее важными оказались руки и стопы. То есть они занимают первое место на «карте мозга». Часто ощущение покинутости становится причиной плохой самоорганизации. Мозг человека устроен так, что стремится создать наиболее благоприятные условия для нашего существования. Если он не хочет работать на наше благо, значит, есть для этого серьезные причины. То есть, раз ребенок не стремится к действиям, которые принесут пользу в будущем, скорее всего он закрылся в себе. А значит, ощущает себя покинутым. Такое состояние как бы блокирует продуктивную работу мозга и тогда происходит зацикливание на рутинных действиях, не требующих напряжения. Это и компьютерные игры, и безостановочное просматривание ленты новостей в социальных сетях, и пустые разговоры по телефону. Получается, в основе неорганизованности лежит не лень, а ощущение ненужности. А рутинные действия служат побегом от безысходности, который приводит еще к большему отчуждению. Но! В подростковом возрасте все психические процессы отличаются гибкостью и еще не сформировались устойчивые стереотипы, которые сложно изменить. Значит, все в наших руках. Кто, как не мы можем вернуть ребенку ощущение нужности, тем самым привлекая его к активной и плодотворной жизни. Чем раньше он научится этому, тем больше получит от жизни.

Проявляйте искренний интерес к потребностям и занятиям ребенка. На время отбросьте свои представления о том, как «правильно».

Представьте себя мальчишкой или девчонкой его возраста. Проанализируйте, что нравилось бы вам, чем хотели бы заниматься на его месте?

Уделяйте внимание телесному контакту с ребенком, чаще обнимайте его.

Предложите перед сном сделать массаж стоп и кистей — эти действия будут посылать мозгу сигнал заботы и понимания.

Домашние животные могут сослужить хорошую роль в формировании ответственности и самостоятельности. Последние исследования доказали, что отделы мозга, отвечающие за формирование эмоций у человека и у млекопитающих имеют сходное строение. Вот почему собака может и радоваться, и огорчаться и скучать как человек. Тони Бьюзен, первый создатель умственных карт для детей, призывает родителей к использованию всего, что могут дать животные для воспитания детей.

  • Животные обладают особенной верностью и часто оказываются единственными слушателями историй первой влюбленности и других тайн.
  • Животные воспитывают в ребенке чувство ответственности, так как с ними нужно гулять, их нужно кормить и купать.
  • Ввиду своей относительно короткой жизни, животные дают понять ребенку, что такое жизнь и смерть, и примириться с этим.
  • Животные учат детей настойчивости. Вспомните, как просят еду собаки или кошки. Они используют все эмоциональные и интеллектуальные методы и почти всегда добиваются своего. Как вы уже поняли, животные способны значительно расширить весь эмоциональный и интеллектуальный спектр реакций ребенка.

Упражнения для ума Шахматы, шашки, настольные игры по примеру «Монополии», компьютерные игры… Все это — пища для ума. Кроме того эти занятия развивают не только различные виды мышления, но и способность планировать, внимательно доводить действия до конца, умение как выигрывать, так и проигрывать!

Компьютер сам по себе не может быть ни плохим, ни хорошим. Все зависит от того, как мы пользуемся им. Если мы рассматриваем информационные технологии как друзей, партнеров и слуг, то и наши дети будут относиться к ним так же. Тогда они смогут развить в себе способность к быстрому поиску информации, умение выбирать самое нужное, умение концентрироваться. Правильный выбор компьютерных игр разовьет скорость реакции, сообразительность, вовлеченность. Развивайте в ребенке настойчивость. Не пресекайте любую его просьбу. Приобретите шахматы, шашки, настольные игры. Уделите время для совместной игры. Если ребенок умеет играть, а вы- нет, попросите его научить вас.  Если ребенок упорно просит завести домашнее животное — удовлетворите, предварительно оговорив его ответственность. Ничего, если в доме станет меньше порядка и больше повода для уборки. Польза от животного стоит того!

Проявите интерес к их занятию. Смотрите, слушайте, настраивайтесь. Предлагайте свое участие, только когда поймете и почувствуете, что понимаете истинный смысл происходящего. Когда вы присоединяетесь, будьте чувствительны к реакции ребенка. Если вы заметите, что ваш подход не понравился — отступите. Но лишь для того, чтоб присоединиться впоследствии вновь.  Для присоединения иногда можно спросить ребенка, как бы ему хотелось сделать то, что делаете вы.  Восхищайтесь искренне!

Список используемой литературы: Е. Музыченко. Секреты эффективного воспитания подростков http://mediapasport.com.ua/uploads/books/26.pdf