«Развитие полового самосознания у детей дошкольного возраста»

Потылицына Надежда Николаевна

Воспитатель

МБДОУ №195, г.Красноярск

Развитие полового самосознания у детей дошкольного возраста

Процесс формирования  психического пола начинается в преддошкольном  возрасте и особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Исследования этого процесса в психологии чрезвычайно малочисленны.

Ребенок в шесть-семь  месяцев отличает мужчин  и женщин. В два года узнает, кто он: мальчик  или девочка, но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно  объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он  апеллирует к их одежде, лицу, голосу, длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснения в наличии силы, характера игр. Проработав с детьми много лет, пришли к выводу: для того чтобы наши мальчики и девочки были в будущем счастливыми женами и мужьями, у тех и у других надо формировать, множество «общих», т. е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность,  удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными. Стараемся идти таким путем:

мальчики – мужественность. Воспитание эмоциональной устойчивости; смелости; великодушия; решительности,  ответственности; рыцарского отношения к девочкам, желания и способности защитить;

девочки женственность. Воспитание  нежности, заботливости; скромности; аккуратности; терпимости;  cтpeмления  к мирному разрешению конфликтов.

А главное родители должны служить образцом.

Для формирования мужественности и женственности широко используем примеры из устного народного творчества и художественной литературы: «Богатырская застава» (текст В.И. Калиты); рассказы о защитниках Отечества; рассказы и стихи С.Я. Маршака («Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и т. д.).

Дети узнают о таких качествах, как мужественность, смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. С помощью сказок, стихов и рассказов формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам. Сказки «Aленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева» – это воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви. На родительских собраниях, консультациях, дискуссиях обращаем внимание родителей на то, чтобы работа, проводимая в детском саду, поддерживалась и продолжалась родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме и маленькой дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто.

Устраиваем в группе беседы в форме «секретных совещаний» и «разговоров по душам». Со всеми вместе и по отдельности с мальчиками и девочками. Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины очень важно, но ограничиваться этим нельзя, надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Рассказываем о том, что однажды произошло в соседнем детском саду и спрашиваем, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки группы. Создаем также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи – феи, рыцари – демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, т. е. социально одобряемую.

Для реализации представлений о полоролевом поведении организуются различные виды деятельности. Д.ля этого формируем у детей определенные трудовые навыки и умения. При нашем участии и под нашим контролем мальчики умеют разрезать плотный  картон, использовать, молоток и гвозди, сколачивать ящик, чинить, игрушки, выполнять посильную им физическую работу. Одно и то же трудовое задание желательно дифференцировать, для  мальчиков и  девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на носилочки, мальчики уносят, разгружают. У детей стараемся поддерживать мотивацию . Ребенок испытывает большую радость, чувство удовлетворения, когда награждаем его самодельным значком или орденом «3а доброту и богатырскую силу», «3а помощь  прекрасному полу», «3а благородный поступок».

В работе с детьми значительное место в половом воспитании занимают различные виды игр. Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую, гармоничную семью.

Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуем интересную для детей обоего пола сов­местную деятельность (игровая, трудовая, художественная), используем ранее названные средства и методы. Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровню. Недопустимы ответы типа: «Тебя в капусте нашли». Это важно для сохранения доверия ребенка к взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его в следующий раз обратится с вопросом к близким ему людям.

Желательно, чтобы до поcтyпления в школу, ребенок уже располагал информацией о различии полов и продолжении рода, полученной от родителей и воспитателей.