Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового умения в период обучения грамоте

Лысенко Наталья Витальевна.

Слушатель пкк начальных классов

 

 

Самые первые шаги в изучении русского языка, особенно в период

обучения грамоте, всегда самые трудные, самые сложные и самые важные.

Ведь от того, как будет сформирована орфографическая зоркость как базовое

орфографическое умение на начальном этапе обучения, зависит

последующее успешное изучение школьной программы в целом.

После ряда проверочных работ, тестов, педагоги среди причин слабой

орфографической грамотности учащихся начальных классов выделяют, как

наиболее существенную, несформированность орфографической зоркости.

(Понятие орфографическая зоркость- это умение замечать орфограммы, то

есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор

написания.) Дети не видят орфограммы и не могут выделить их в тексте.

 

Следовательно, у младших школьников, прежде всего, необходимо

воспитывать способность видеть орфограммы, так как это является одним из

наиболее важных условий для успешного овладения орфографическими

нормами и применения правил русского языка.

Недооценка знания фонетики, недостаточная фонетическая подготовка

первоклассников на начальном этапе обучения — одна из существенных

причин как графических, так и орфографических ошибок младших

школьников. Малыши так часто пропускают и переставляют буквы, а в

дальнейшем не замечают многих орфограмм потому, что не слышат

звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков,

быстро ориентироваться в звуках- «соседях», свободно распознавать ударные

и безударные гласные и т. д. Чтобы решить эти проблемы письменной речи,

нужно во время обучения грамоте заложить хороший фонетический

фундамент- от его качества в значительной степени будет зависеть

правильность письма, в том числе готовность практически использовать

изучаемые правила орфографии. К концу периода обучения грамоте ученики должны уметь достаточно

свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделять

отдельные звуки и определять их характер.

В основе фонетической работы на всём протяжении обучения должны

лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная

рекомендация учителя- «скажи и послушай слово». Протяжное или

усиленное произнесение звуков, фонетический эксперимент, сопоставление

звуков- это приёмы, облегчающие обучение, помогающие маленькому

школьнику обрести свой опыт.

Для успешного формирования орфографической зоркости необходимо:

 на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми

понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего

комплекса фонетических умений;

 познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

 систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

Так как признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее,

с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью

фонетической работы является формирование у детей умения слышать

звучащее слово.

Приведу примеры нескольких упражнений, направленных на

формирование у младших школьников орфографической зоркости, которые

постоянно использую в период обучения грамоте:

 ежедневно проводится звуковой анализ (очень важно при анализе не

торопить детей, не делать звуковой анализ за них, пусть побудут в

ситуации затруднения, верное решение обязательно найдётся);

 используется способ протяжного интонирования звука в целом слове:

м-м-м-арт, ма-а-а-рт…;

 подбираются слова к звуковым моделям;

 используются так называемые «задания-ловушки»:

-Назови количество звуков в слове «три» …

-Какое слово длиннее: час или минута?

— Мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?

 Игровые приёмы, направленные на поиск одинакового звука в словах,

определение позиции(места) звука в слове, поиск предметов с

заданным звуком, поиск опасных мест в слове, предложении, тексте. Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в

процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при

чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено

заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень

важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится

компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение

первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания

орфограммы.

Литература:

  1. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения

правописанию. // Начальная школа. 2003. № 7.

  1. Соловейчик М.С. Поурочные методические рекомендации для 1 класса

общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. -3-е изд.- Смоленск:

Ассоциация ХХI век, 2012.

  1. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.:

Педагогика, 1989.