Степанова Наталья Юрьевна, воспитатель СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, язык, персонажи, композиционное построение задачи, повторы, концовки);
- Учить высказывать своё мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное. Закрепить умение давать точную характеристику героев народных сказок. Поупражнять в умении досказывать;
- Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;
- Упражнять в умении образовывать однокоренные слова от слов “лес”, “сказки”, “весна”;
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Материал: иллюстрации к сказкам, волчок со стрелкой, круг, разделённый на шесть секторов, которые пронумерованы от 1 до 6, 6 пронумерованных конвертов с заданиями, письмо из страны сказок, магнитофон и записи детских песен для музыкального сопровождения, жетоны для поощрения за правильные ответы, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, эмблемы для трёх команд: совы синего, красного, зелёного цветов, медали для победителей, главный приз – книга с русскими народными сказками.
Предварительная работа:
Чтение и инсценирование русских народных сказок, беседа о русском народном творчестве, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход игры:
Ведущий: Друзья, мы читали с вами много русских народных сказок, вы теперь знаете особенности сказок, написанных русским народом, сможете отличить от сказок других авторов. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок – вот сегодня мы и узнаем.
Сегодня мы поиграем в игру – викторину “Что? Где? Когда?”. А участвовать у нас будет три команды. Каждая команда – семья: папа, мама и ребёнок, капитаны команд — дети. Взрослые, вы так же, как и ребята, любите сказки, а особенно русские народные? (Ответы взрослых). Замечательно.
А вы, ребята – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!
Как в настоящей игре каждая команда имеет свою эмблему. Посмотрите, какие они красивые!
Стук в дверь: входит Медведь. Он приветствует всех. Медведь приносит волчок, задания в конвертах, письмо от сказочных героев.
Ведущий: Посмотрите, ребята, что принёс нам Медведь для игры. А вот какое – то письмо. Давайте поскорее узнаем, что же там написано.
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
Уважаемые знатоки!
Вас приветствуют их Страны сказок. Сейчас у вас начнётся увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет конверт, на вопрос из которого нужно ответить.
А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры– викторины:
- вопросы надо слушать внимательно;
- ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
- за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к болельщикам. Тот, кто первым поднимет руку, получает право на ответ, а если ответ правильный – получает жетон;
- победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов, а тот ребенок, который наберет больше всех жетонов (это может быть ребенок из команды или из болельщиков) получит звание “Знаток сказок” и ему будет вручен главный приз “Мудрая сова”.
Удачи вам!!!
Ведущий: Друзья, вы все прослушали правила и теперь пришло время начинать игру. Давайте заведём волчок.
Игра проводится следующим образом: стрелка указывает на сектор с цифрой, задание читается из конверта с такой же цифрой. Отвечает одна из команд и, если они дают ответ неверный, то право ответа переходит к болельщикам. Правильно ответивший получает жетон. Если стрелка указывает на цифру, задание которой уже выполнено, то смотрим по часовой стрелке. После выполнения 3 заданий объявляется “Музыкальная пауза”: дети – болельщики исполняют музыкальный номер, команды исполняют свободные танцевальные движения.
Задание №1“Узнай персонажей сказок?
Назови из какой сказки персонаж? Как его зовут? Расскажи, какой он.
Показываются иллюстрации к сказкам: “Крошечка – Хаврошечка”, “Заяц – хваста”, “Маша и медведь”, “Лисичка – сестричка и Серый волк”.
Задание №2“Салат из сказок”
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
- “… Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку…”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
- “… Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – Хаврошечка”)
- “… Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я — лягушка – квакушка…”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
Задание №3“Какая сказка лишняя?”
Иллюстрация к какой сказке лишняя? Объясни, почему?
Среди развешанных иллюстраций к русским народным сказкам есть иллюстрация к авторской сказке или к сказке других народов. Нужно определить эту иллюстрацию.
Например:
- “Маша и медведь”, “Золушка”, “Крошечка-Хаврошечка”;
- “Теремок”, “Заяц – Хваста”, “Три поросёнка”;
- “Два жадных медвежонка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”.
Задание №4“Продолжи сказку”
Ведущий начинает сказку, а игроки должны продолжить.
- “Жил – был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать…”. (“Заяц — Хваста”)
- “Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, вырастили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает…”. (“Крошечка – Хаврошечка”)
- “Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек…”; (“Гуси – лебеди”)
Задание №5“Нарисуй героя любимой сказки”
Игроки рисуют героев своих любимых сказок.
Задание №6“Кто больше придумает слов”
Ведущий называет слово, команды придумывают однокоренные слова:
- Лес;
- Весна;
- Сказка.
Ведущий: Дорогие друзья, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги. Давайте подсчитаем, у какой команды больше жетонов?! (Подсчитывают жетоны, выбирают команду – победительницу.) Итак, в нашей игре – викторине “Что? Где? Когда?” победила команда семьи ….. , капитан команды ….. , им вручаются медали за первое место. Второе место заняла команда семьи ….., капитан команды ….. . А третье место – команда семьи ….., капитан команды ….. . А теперь узнаем, кто же у нас “Знаток сказок”? (Подсчитывают жетоны у всех детей: и участников команд, и у болельщиков.) Итак, главный приз нашей игры – книга с русскими народными сказками — вручается ….. .
Ведущий поздравляет победителей от имени жителей Страны сказок и приглашает всех на чаепитие:
— Дорогие друзья, я желаю вам, чтобы вы, как и ваши родители, всегда дружили с русскими народными сказками, а сейчас жители Страны сказок приглашают вас на чаепитие.
Я люблю вместе с мамой петь и играть
Я люблю вместе с папой книжки читать.
Я люблю заниматься, в детский садик ходить
Я люблю улыбаться, веселиться, шутить.
Я люблю лес и речку, облака и цветы,
Снег – зимой, летом – солнце, чтоб сбывались мечты.
Чтобы вместе с друзьями рисовать, танцевать
И в любимые игры беззаботно играть.
Если спросите вы, что важней для меня,
Чтобы мама и папа были рядом всегда!!!
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Мы этой памяти верны»(старшая и подготовительная к школе группы) (RANDOM - 50%)