Статья «Воспитание   экологической этики»

Воспитатель пришкольного интерната Чупрова Екатерина Викторовна, МБОУ «Цилемская СОШ», с. Трусово, Республика Коми.

Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует давно.

Но в XX веке, когда глобальный экологический кризис заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации, очень остро встали вопросы взаимоотношений человека и природы, нравственного отношения к окружающей природе, этики отношений к животным.

Приблизительно с шестидесятых годов прошлого столетия возникла новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась понятие экологической этики, экологической культуры. Стало ясно, что экологические проблемы невозможно решить без перестройки мировоззрения, переоценки ценностей, без формирования духовной экологической этики. Возникла необходимость включения этики в сферу экологии, т.к.  только осознанное взаимоотношение человека и природы, нравственное отношение к окружающей природе, формирует чувство ответственности, любви и сострадания к природе.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Рациональное, пользовательское отношение к природе переросло в потребительское.

В противовес такому подходу новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а не как её хозяин.

Потребительское отношение к природной среде, упрощённое понимание глобальных экологических проблем является следствием низкого уровня именно экологической этики или её отсутствия.  Экологическая этика требует восприятия экологических проблем как личностно-значимых, отсюда возникает необходимость нравственно-эстетической, духовной окраски экологического знания.

Современное состояние экологического образования общества характеризуется весьма значительными проблемами, упущениями.  Чаще всего   люди усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса   к тому, чтобы    самим    разобраться в причинах   их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями».

Если в деле экологического образования и просвещения уже многое   делается, то, в отношении экологической культуры мало, что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура, экологическая этика». В самом общем виде можно сказать, что предметом экологической этики является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям. Другими словами, экологическая этика предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе должно направляться моральными нормами.

Экологическая этика — это этика осторожности, заботы, ответственности за принимаемые решения, уважения к природе и экологического самоограничения, единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Очевидно, что в решении этой сложной задачи особая роль принадлежит педагогической науке и практике.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры.

Уровень экологического сознания каждого выпускника в дальнейшем может оказаться небезразличным для природы, даже если он и не станет руководителем, принимающим глобальные решения, а будет простым рабочим. В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Существует два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и в то же время экологическая информированность сама по себе еще не определяет направленность деятельности человека.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Поэтому экологическое воспитание становится неотъемлемой частью нравственного воспитания личности.

Мы знаем, что на формирование нравственной личности налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

Что касается экологического сознания, то эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют и пол, и индивидуальные особенности школьника, место жительства, профессия и образование родителей. Например, по данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимают ландшафт, эстетику, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом, охотой, рыбалкой.

Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично, а рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой.

Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.

В этих условиях воспитание экологической этики учащегося во многом зависит от целенаправленных действий педагога. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. В общем виде готовность к эколого-педагогической деятельности определяется сформированной активной гражданской позицией учителя.

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Наиболее эффективно эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Формирование нравственных начал отношения к окружающей среде проходит прежде всего через:

  • Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе своего родного края, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
  • получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
  • получение опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов);

 

Помня, что система психологических установок личности образуется в процессе личностно-значимых видах деятельности, необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и обучающим приёмам, которые будут:

 

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые или сюжетно-ролевые игры, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады учащихся, диспуты и викторины).
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного и регионального значения исследования и работы по оценке состояния окружающей среды (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушений, определение факторов риска в районах проживания, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, рисунки, плакаты).
  • способствовать развитию творческого мышления, умение предвидеть последствия преобразующей деятельности человека (задания и задачи, направленные на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формулировании проблемы и путях ее решения).

Необходимо наполнить новым содержанием традиционные методы: беседы, наблюдения, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся, что позволит обеспечить развитие исследовательских навыков, научит принимать экологически целесообразные решения и приобретать новые знания

Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. Экологические исследования позволяют учащимся обобщить полученные знания, применять сведения, приобретенные при изучении других предметов, высказывать собственную точку зрения и предлагать решения этой или иной экологической проблемы.

Показателями сформированной экологической культуры выпускника являются:

  • проявление нравственных качеств во взаимодействии с природой, социальным окружением,
  • соблюдение норм и правил поведения и деятельности в природе (экологической этики), самоограничение,
  • умение управлять своими чувствами и эмоциями,
  • проявление бережного отношения как к природе, так и к человеку как части природы,
  • умение поступиться своими желаниями и интересами ради сохранения и благополучия окружающего мира,
  • развитое чувство ответственности,
  • умение и желание делать правильный нравственный выбор,
  • уважение к себе и ко всему окружающему,
  • постоянное эколого-этическое самосовершенствование.

Таким образом воспитание экологической этики как важнейший фактор нравственного формирования личности позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми и природой, с самим собой как частью природы.