Лысенко Наталья Витальевна.
Слушатель пкк начальных классов
Самые первые шаги в изучении русского языка, особенно в период
обучения грамоте, всегда самые трудные, самые сложные и самые важные.
Ведь от того, как будет сформирована орфографическая зоркость как базовое
орфографическое умение на начальном этапе обучения, зависит
последующее успешное изучение школьной программы в целом.
После ряда проверочных работ, тестов, педагоги среди причин слабой
орфографической грамотности учащихся начальных классов выделяют, как
наиболее существенную, несформированность орфографической зоркости.
(Понятие орфографическая зоркость- это умение замечать орфограммы, то
есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор
написания.) Дети не видят орфограммы и не могут выделить их в тексте.
Следовательно, у младших школьников, прежде всего, необходимо
воспитывать способность видеть орфограммы, так как это является одним из
наиболее важных условий для успешного овладения орфографическими
нормами и применения правил русского языка.
Недооценка знания фонетики, недостаточная фонетическая подготовка
первоклассников на начальном этапе обучения — одна из существенных
причин как графических, так и орфографических ошибок младших
школьников. Малыши так часто пропускают и переставляют буквы, а в
дальнейшем не замечают многих орфограмм потому, что не слышат
звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков,
быстро ориентироваться в звуках- «соседях», свободно распознавать ударные
и безударные гласные и т. д. Чтобы решить эти проблемы письменной речи,
нужно во время обучения грамоте заложить хороший фонетический
фундамент- от его качества в значительной степени будет зависеть
правильность письма, в том числе готовность практически использовать
изучаемые правила орфографии. К концу периода обучения грамоте ученики должны уметь достаточно
свободно и быстро проводить полный звуковой анализ слов, легко выделять
отдельные звуки и определять их характер.
В основе фонетической работы на всём протяжении обучения должны
лежать собственные действия ученика со звучащим словом. Главная
рекомендация учителя- «скажи и послушай слово». Протяжное или
усиленное произнесение звуков, фонетический эксперимент, сопоставление
звуков- это приёмы, облегчающие обучение, помогающие маленькому
школьнику обрести свой опыт.
Для успешного формирования орфографической зоркости необходимо:
на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми
понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего
комплекса фонетических умений;
познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Так как признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее,
с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью
фонетической работы является формирование у детей умения слышать
звучащее слово.
Приведу примеры нескольких упражнений, направленных на
формирование у младших школьников орфографической зоркости, которые
постоянно использую в период обучения грамоте:
ежедневно проводится звуковой анализ (очень важно при анализе не
торопить детей, не делать звуковой анализ за них, пусть побудут в
ситуации затруднения, верное решение обязательно найдётся);
используется способ протяжного интонирования звука в целом слове:
м-м-м-арт, ма-а-а-рт…;
подбираются слова к звуковым моделям;
используются так называемые «задания-ловушки»:
-Назови количество звуков в слове «три» …
-Какое слово длиннее: час или минута?
— Мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?
Игровые приёмы, направленные на поиск одинакового звука в словах,
определение позиции(места) звука в слове, поиск предметов с
заданным звуком, поиск опасных мест в слове, предложении, тексте. Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в
процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при
чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено
заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень
важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится
компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение
первых этапов орфографического действия: обнаружения и опознавания
орфограммы.
Литература:
- Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения
правописанию. // Начальная школа. 2003. № 7.
- Соловейчик М.С. Поурочные методические рекомендации для 1 класса
общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. -3-е изд.- Смоленск:
Ассоциация ХХI век, 2012.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.:
Педагогика, 1989.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО» (RANDOM - 50%)