Выступление для педагогов ДОУ: «Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО»

Ильялова Регина Радиковна, педагог-психолог, МБДОУ  №162 «Сказка» г.Ульяновск.

 

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современные условия жизни: социальные, экологические экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы психического моторного, и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем дошкольном возрасте и негативно  влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности  обучения в школе, нарушения поведения,  являются одной из причин социальной дезадаптации, а так же являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой  становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору навыков изнаний, а связывается с понятием социальная адаптация, эмоциональное  благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Поэтому для всестороннего развития и коррекции нарушений у воспитанников с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей ребенка и  взаимодействия различных специалистов ДОУ. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специально созданных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Среди них дети:

  • с проблемами речевого развития
  • с проблемами психического развития
  • с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
  • соматически ослабленные
  • с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты)

В современных ДОУ группы дошкольников не однородны. В нее могут входить  дети с разными нарушениями развития и поэтому основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов и воспитателей ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является выявление структуры и характера нарушений и потенциальных возможностей ребёнка, сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса. Так же, результаты диагностического обследования сообщаются родителям (законным представителям) ребенка

Консультативно-проективный этап. В течении этого этапа специалисты совместно с педагогами обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, распределяют обязанности по реализации индивидуальных программ,  уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для определения и реализации индивидуального маршрута важными принципамиявляются:

— принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

— непрерывность;

— вариативность;

— соблюдение интересов воспитанника;

— принцип создание ситуации успеха;

— принцип гуманности и реалистичности;

— содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап.На данном этапе реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность как для всестороннего, общего  развития ребенка, так и на конкретную коррекцию областей. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Составление  индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ОВЗ. В первой части ИОМ заполняются общие сведения о воспитаннике(ФИО ребенка, дата рождения), информация о родителях (законных представителях) ребенка (фамилия имя отчество мамы, папы,возраст, образование, место работы, домашний адрес и так далее), отмечается дата начала ИОМ, причина постановки на учет (диагноз, проблемы в развитии), возраст ребенка на начало коррекционно-развивающей работы.Обязательно указываются цель и задачи ИОМ, количество индивидуальных занятий в неделю, форма их проведения, формы работы с родителями и ожидаемый результат.

Далее идет  диагностический блок.Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития ребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Диагностический блок содержит в себе отметки о физическом развитии, соматическом развитии, речевом развитии и особенностях развития познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление) с обязательным указанием выбранных диагностик.

Далее специалистами составляется план коррекционно-развивающей и образовательной деятельностина учебный год, который включает в себя развитие ребенка по различным образовательным областям с выбранными образовательными технологиями, методами и приемами коррекции. Отмечается также и динамическое наблюдение в процессе реализации ИОМ.

 

Консультативно-просветительское сопровождение семьи.На данном этапе ведется работа с семьей воспитанника с ОВЗ. Родители (законные представители) являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они имеют право знать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Более того, педагоги не имеют права вести коррекционную деятельность без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой повышение педагогической компетентности, рост их активности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с психологом, воспитателями и учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Как правило, для детей с ОВЗ свойственносужение контактов  с окружающим миром, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов и проблем: становление детей с ОВЗ как активных членов общества, воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что часто появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат семьи, и так далее. В связи с чем, педагоги ставят перед собой задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;  вооружить их необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития. Формировать и поддерживать  адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

 

  1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и в семье.
  2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями — ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
  3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов с определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.
  4. Составление плана работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.
  5. Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики ребенка, с планом работы специалистов и педагогов ДОУ по всестороннему развитию и коррекционной работе с ребенком.

Подведем итог:Для обеспечения  развития детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения необходимо обеспечить  системный подход  психолого-педагогического сопровождения. Воспитатели и специалисты ДОУ составляют  индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции всех образовательных областей; Взаимодействие с семьей воспитанника с ОВЗ является так же основным направлением в работе педагогов и предусматриваетразработку рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий с целью обеспечения возможности наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.