Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий с применением музыкально-компьютерных технологий

Аминова Э.Р., музыкальный руководитель, МАДОУ Солнышко

 

Развитие музыкальных способностей всегда являлась важной задачей, стоящий перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

В нашем веке современные дети значительно отличаются от предыдущего поколения – и это не только слова. Инновационные технологии кардинально изменили образ жизни наших крох, их интересы. Что же делать нам, взрослым? Как учить? Чему учить малышей? Ведь те знания, умения, навыки, которые передавали детям педагоги, еще несколько лет тому назад, сегодня стали устаревшими. Если раньше программа «Обучения и воспитания детей дошкольного возраста предъявляла определенные знания, умения, навыки, то сейчас по федеральному государственному обучению стандартов, воспитанник дошкольного образовательного учреждения должен обладать личностными характеристиками. Это – инициативность, самостоятельность, уважительное отношение к сверстникам, развитое воображение, любознательность. Личностные характеристики возможно сформировать внедряя инновационные технологии в числе которых и музыкальные компьютерные технологии

Одним из сложных музыкальных видов деятельности для педагога, является развитие совершенствование и реализация музыкальных способностей детей дошкольного возраста и вместе с тем одним из интереснейших разделов работы.

Технические средства обучения, такие как: музыкальный центр, караоке, видеопроэктор, электронные музыкальные инструменты являются современными помощниками в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Существует некоторое количество простых в использовании программ, та-ких как: Microsoft Power Point, Windows Movie Maker, Total Video Converter Slideshow Maker, SlideRocket, Digistudio.

Рассмотрим некоторые мультимедийные музыкально-развивающие компьютерные программы, которые могут быть использованы в работе с детьми дошкольного и школьного возраста как в образовательных дошкольных учреждениях, так и в условиях семейного воспитания.

Интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» (МедиаХауз) относится к серии детских компьютерных программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей и слуха ребенка.

Интерактивная музыкальная игра «Алиса и Времена года» (МедиаХауз) также входит в серию игр «Играем с музыкой» и знакомит ребенка с классической музыкой. В этой игре слились воедино два классических произведения музыки и литературы — «Времена года» Антонио Вивальди и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Игра включает в себя оригинальные музыкальные головоломки, основанные на музыке Антонио Вивальди, задания и игры на тренировку музыкального слуха и памяти. Программа содержит в себе двенадцать забавных музыкальных игр, энциклопедию музыкальных инструментов и веселые стихи.

Развивающая музыкальная игра «Волшебная флейта» (Медиа-Хауз) продолжает серию детских программ «Играем с музыкой». Как и другие программы этой серии, «Волшебная флейта» состоит из пяти игр на развитие музыкальных способностей и слуха ребенка, викторины для любознательных, энциклопедии музыкальных инструментов, краткой биографии композитора, включает в себя музыку из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта». Загадки и викторины помогут ребенку научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память. А чтобы знакомство с оперой Моцарта «Волшебная флейта» оказалось не только приятным, но и запоминающимся, ребенок в любой момент может обратиться к энциклопедии, где содержатся сведения о биографии композитора и история создания его творения.

Серия компьютерных музыкальных интерактивных игр «Играем с музыкой», в которую входят такие электронные издания, как «Щелкунчик», «Алиса и Времена года», «Волшебная флейта», предназначенные для детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами мировой классики.

Каждая игра состоит из серии музыкальных загадок-пазлов, которые в ходе прослушивания музыки ребенку надо разгадать. Игры развивают аудио- и визуальную память, прививают навыки критического мышления и решения возникших проблем.

Обучающая программа «Сен-Санс. Карнавал животных» (ЗАО «Новый Диск») из серии «Восприятие и творчество» предназначена для детей от 4 до 10 лет. Диск знакомит с одним из лучших произведений французского композитора Камиля Сен-Санса. Увлекательные задания, анимированные цветные картинки и интересные пояснения откроют для ребенка мир музыки и привьют к ней любовь.

Интерактивная музыкальная игра «Клиффорд. Угадай мелодию!» (ЗАО «Новый Диск») предназначена для детей от 4 до 7 лет, развивает память, логику, творческое мышление и музыкальный слух. Игровые задания направлены на освоение детьми элементов музыкальной грамоты, таких средств музыкальной выразительности, как мелодия, темп, ритм, лад, тембр, интонация, динамика. Выполняя несложные задания, ребенок получит представление об азах музыкальной грамоты — нотах, ритме и музыкальных стилях. Во время игры дошкольник потренируется в решении ситуационных, логических и творческих задач, поупражняется в математике и логике.

Музыкальная программа «Твинисы. Веселые нотки» (ЗАО «Новый Диск») приглашает детей в волшебный мир звуков. Она наверняка придется детям по вкусу, ведь больше всего на свете они любят петь и танцевать в большой шумной компании. Ребята смогут разучить новые танцевальные движения, послушать, как звучат разные музыкальные инструменты и даже поиграть на них. И не только. Программа состоит из разных игровых заданий: «Звуки-загадки», «Музыкальный мольберт», «Поющий сад», «Ансамбль», «Танцы», «Видеотека».

Таким образом, если педагог-музыкант может умело обращаться с данными программами, применять их в работе, использовать на музыкальных занятиях, тем самым будет успешно реализоваться наша задача в развитие музыкальных способностей детей.

Список литературы

Современные технологии обучения дошкольников / Авт. сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с.

Интернет ресурсы.