«Усвоение норм и правил поведения детьми дошкольного возраста»

Вапрова Татьяна Борисовна, воспитатель, МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» структурное подразделение № 159 города Краснодара.

 

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребенка. Он, подражая взрослому, начинает осваивать основные нормы и правила. Овладевание ими способствует образованию у малыша твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них

Культура поведения детей включает в себя целую сумму умений и навыков: связанные с личной опрятностью, с культурой еды, с культурой взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, культурой организованности, игры, выполнения трудовых обязанностей, с культурой речи.

Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности:

-в 3-4 года дети начинают принимать активное участие в самообслуживании- взрослые приучают их к чистоте и аккуратности. В этом же возрасте, с развитием и пониманием речи, у ребенка вырабатывается умение обращаться с просьбой, просить об услуге;

-в 5-7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо и что плохо в их поступках. Здесь следует опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться  своих и чужих поступках.

Воспитывая навыки культурного поведения, важно чтобы ребенок имел возможность упражняться в этих навыках.

Огромное значение имеет пример близких людей. Показ с объяснением взрослого  должны широко использоваться в повседневной жизни и подкрепляться своим личным примером и , поведением.

Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на мелкие действия.Например: беречь игрушки- значит: машину возить за веревочку, не садиться на нее, не бросать; не пачкать куклу; замечать, что неисправно и просить взрослого отремонтировать; убирать игрушки на место. Постепенно выполняя маленькие правила, ребенок усваивает общее — беречь игрушки.

Важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу — это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Воспитание нравственных навыков у ребенка.

Нравственное воспитание является стержнем приобщения ребенка к культуре поведения. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, начинает закладываться с младенчества.

Воспитание чувства стыда закладывается в возрасте от 4 до 7 лет, а потом развивается в течение всей жизни. Примерно в возрасте 5 лет начинает формироваться чувство долга перед другими и самим собой.

Взрослые должны с раннего детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу, формировать элементарное уважение к окружающим, проявлять вежливость, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, бережно относиться к природе, заботиться и защищать.

По отношению к самому себе, взрослые должны помочь ребенку научиться адекватной самооценке, сформировать чувство совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о себе, самоконтролю.

Не забывайте о художественном слове- рассказы, сказки, стихи говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения нравственного поведения.

Правдивость и деликатность ребенка.

Одно из важных качеств личности, которое закладывается в дошкольном возрасте- честность. Взрослые вправе требовать и могут ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к старшим и сверстникам. Правдивость развивается в условия справедливых требований !

Очень ценен правдивый поступок, совершенный  в условиях внутренней борьбы: сказать- не сказать что это он сделал плохо. Вот здесь и проявляется формирующийся характер у ребенка. Что победит- трусость или мужество и правдивость?

Родителям нужно видеть эту внутреннюю борьбу в сознании малыша и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения.  В помощь можно использовать художественную литературу, т.к. здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку- он сам должен разобраться в поступке героя.

Очень важно использовать примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, направить его размышления.

Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное качество как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые замечают у другого человека, на станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет услышать вопросов.

Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное- не причинять боли другому человеку.

Заметьте, что воспитание такой сдержанности- дело нелегкое. Малышу Ваши требования могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования дадут результат и в этом случае.

Помните!

-Выполнение норм и правил поведения нужно требовать!

-Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявлять вовремя и последовательно.

-Надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив,  не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию.

— Важно соблюдение единства в требованиях окружающих взрослых.

-Осознание детьми правил поведения является важным условием их соблюдения. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил поведения помогает им лучше наладить игры, более успешно достигать результата в труде.

— Только постоянным и многократным повторением привычки закрепляются, становятся потребностью, важным  механизмом поведения! Поэтому, важно упражнять детей в нравственных действиях, поступках. Используя при этом естественные жизненные ситуации и создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам.

Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка!