Доклад по теме: «Организация взаимодействия семьи и ДОУ»

Обухова Ольга Васильевна, воспитатель, МБДОУ детского сада комбинированного вида «Журавушка» г.Лянтор.

 

Семейное воспитание детей дошкольного возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Его появление обусловлено социально – экономическими причинами и осознанием обществом необходимости социального воспитания ребенка – будущего гражданина. Однако отношение к дошкольному воспитанию на протяжении многих лет было и остается неоднозначным, поскольку аксиомой стало положение о ведущей роли семьи в воспитании ребенка.

         Семья дифференцирована по возрастному, половому, профессиональному составу. Это позволяет через психологический механизм подкрепления заложить у ребенка определенные нормы поведения, как общие для взаимодействия со всеми людьми, так и связанные с возрастом, полом, профессией другого человека. Дифференциация семьи создает возможности для более разнообразной идентификации, то есть отожествления себя с разными членами семьи. Например, девочка усваивает образцы поведения мамы, но хочет, как папа, стать врачом.

Воспитатели, а потом и учителя, меняются, оставляя больший или меньший след в душе детей, а семья остается всегда и более глубоко воздействует на ребенка. Воспитание в семье отличается большей эмоциональностью. Все, что происходит между родителями и детьми, в основе своей имеет чувство любви. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.

         Среди проблем современных семей можно выделить:

— безответственный подход к планированию семьи, рождение нежеланных детей;

— большая забота родителей о заработке, обеспечивающем физическое выживание, чем о воспитании детей;

— снижение количества времени, уделяемого родителями общению с  ребенком, преобладание в общении наставлений, запретов, упреков, окриков, которые либо подавляют его инициативу, либо вызывают протестное поведение;

— изменения в структуре семьи (отец перестал быть главой семьи; дети живут с одним родителем, не имеют братьев и сестер; бабушки и дедушки живут отдельно или дистанцируются от внуков; молодые родители не хотят перенимать опыт воспитания детей от старшего поколения);

— отсутствие готовности быть родителем и специальных социальных институтов, которые ее формируют.

         Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы. Поэтому во всех развитых странах давно поняли необходимость сочетания семейного и общественного воспитания. Безусловно, что родитель может воспитать определенные качества личности, дать знания, сформировать умения, навыки. Однако без владения методикой воспитания и обучения, полагаясь только на интуицию, достижение главной цели – всестороннего развития личности ребенка – будет проходить, во-первых, методом проб и ошибок, с большими затратами как со стороны взрослого, так и ребенка, во-вторых, с возможным формированием негативных черт в личности ребенка. Учитывая это, большинство родителей во всем мире сегодня прибегают к помощи воспитателей-пофессионалов, не жалея на это средств из семейного бюджета. И это не случайно, так как воспитание в дошкольном образовательном учреждении имеет существенные преимущества.

         Одно из наиболее важных – медико-педагогический аспект посещения ребенком детского сада. В ДОУ четко соблюдается режим дня, организуется правильное питание детей.  Забота об их здоровье и физическом воспитании, требующая последовательности и регулярности, специального оборудования, тоже под силу только специалисту. Все чаще детям требуется квалифицированное вмешательство психолога, логопеда, физиотерапевта, специалиста по ЛФК. Такую помощь также могут оказать детские сады, причем в большинстве случаев бесплатно. Приводя ребенка в детский сад, родитель приобретает возможность повысить свою компетентность: специалисты всегда посоветуют, какие книги почитать, какие выставки и спектакли посетить, как организовать досуг ребенка. В детском саду, как правило, есть библиотеки для родителей и детей, видео- и аудиотеки, игротеки.

         Дети, посещающие ДОУ, быстрее приобретают навыки самообслуживания. В ходе ведущего вида деятельности дошкольников – игры – они приобретают ценный опыт общения: учатся слушать и слышать другого, договариваться, распределять роли, делиться игрушками, уступать, заботиться, помогать. Именно в детском саду с помощью воспитателя зарождается взрослое умение встать на позицию другого, сопереживать ему.

  Ребенок не может быть ограничен только миром семьи, иначе в последующем возникнут трудности вхождения в любую новую социальную среду. Поэтому и семья и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации. А начать этот процесс должны педагоги ДОУ как профессионалы своего дела.

         Организация взаимодействия с семьями воспитанников, прежде всего,  основана на знании правовых основ регулирования этого процесса, который разворачивается в едином образовательном пространстве.

         Понятие «единое образовательное пространство» стало общеупотребительным, однако педагогу необходимо уточнить для себя, каковы его основные признаки, одновременно являющиеся и условиями его создания. Чтобы выполнить эти условия и совместно с родителями создать единое образовательное пространство, педагог должен быть компетентен в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, налаживания взаимодействия с ними, планирования и организации различных форм сотрудничества с членами семей воспитанников, обладать развитыми прогностическими, коммуникативными проектировочными умениями. Эти знания и умения не даются педагогу изначально, а постепенно формируются и совершенствуются в процессе получения образования, работы по специальности, повышения своей квалификации в системе дополнительного профессионального образования или путем самообразования.

         Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики.             

         Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становится выработка подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса. Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

         Осмысление передового опыта и собственной профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля происходят в процессе профессионального самообразования педагога, которое включает общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое образование. Для организации эффективного сотрудничества педагога с родителями имеет значение каждое из направлений самообразования. Однако наибольшие затруднения у педагогов вызывают изучение особенностей и потребностей семей и организация на этой основе взаимодействия с ними. Поэтому далее педагогам предоставляется возможность осуществить психолого-педагогическое самообразование, позволяющее быть компетентным в вопросах:

— изучение семей;

-установления контактов с родителями воспитанников, налаживания взаимодействия с ними;

— планирования и организации различных форм сотрудничества с семьями.