Доклад по теме: «Показатели успешной социализации детей. Основная характеристика среды, направленной на индивидуализацию развития воспитанников»

Заворохина Лариса Николаевна, воспитатель, МБДОУ детского сада комбинированного вида «Журавушка» г.Лянтор.

 

 Показатели успешной социализации дошкольника.

  1. Точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира.
  2. Эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил.
  3. Благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий.
  4. Сформированность социальных переживаний и эмпатии.
  5. Навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами.
  6. Способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная (возрасту) независимость.
  7. Положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний.
  8. Личный опыт социального воздействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия.

Показатели успешной социализации детей второй младшей группы.

          Социализация воспитанников второй младшей группы осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей. Наши дети познают окружающий мир, играя.  

          Показатели социализации детей второй младшей группы успешны, колеблются от 2,3 баллов до 3,8 баллов по пятибалльной шкале оценивания на начало учебного года. По результатам диагностики  по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» средний балл по группе на начало учебного 2016 -2017 года составляет 3,2 балла. Надеюсь, что в конце года средний показатель возрастет до 5 баллов.

Основная характеристика среды, направленной на индивидуализацию развития воспитанников.

       Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям малышей.

        Основная характеристика среды  — обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора  средств и форм активной деятельности.

       Основная задача создания предметно-пространственной среды —  обеспечение   индивидуальной  траектории развития ребенка.

      Предметно-пространственная  среда нашей группы:

Обеспечивает уважение к личности каждого ребенка,

Развивает: 

  • уверенность в себе
  • инициативность
  • творческие способности
  • самостоятельность и ответственность
  • умение принимать и осуществлять перемены
  • умение критически мыслить
  • умение осуществлять выбор
  • умение ставить и решать задачи

Способствует проявлению:

  • творчества
  • фантазии
  • изобретательности

Способствует стремлению заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде.

        Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда влияет на путь  развития личности ребенка, помогая или усложняя его возможности реализоваться и состоятся.

       Обстановка во второй  младшей группе  ориентирована на ребенка и способствует индивидуализации обучения.

  1. Помещение группы целесообразно разделено на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
  2. Оборудование, материалы и планировка группы способствуют развитию  каждого ребенка:

           Например:

          «Центр искусства» (один ребенок рисует красками, а другой только    

          раскрашивает готовый рисунок).

          «Центр настольных игр» (один складывает картинку из 5 элементов, тогда

          как другой предпочитает более сложную головоломку.)

  1. Подбор игрушек и материалов осуществлен на основе возрастных психологических особенно­стей детей в соответствии с образователь­ными областями.
  2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

           Например: центр физкультуры оснащен стандартным и нестандартным

           оборудованием, что повышает интерес к физической культуре, помогает 

           раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

  1. Обеспечена вариативность развивающей среды.
  2. Интерьер группы организован таким образом, что детям предоставлен достаточно широкий выбор тематических центров и материалов.

          Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают       

          определенный центр активности или выбирают вид деятельности.

 В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

  • делают выбор;
  • активно играют;
  • используют материалы, которым можно найти более, чем одно применение;
  • работают все вместе и заботятся друг о друге;
  • отвечают за свои поступки.

        Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора:

  • Материалов
  • Областей познания

          Исходя из перечисленного,   в группе созданы необходимые  условия для индивидуального  развития детей и учета благоприятных и  иных факторов влияния на  ребенка.

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды группы.

Цель образовательного процесса

 

 

Традиционный подход Инновационный подход
Формирование знаний умений и навыков Развитие личности, общих и специальных возможностей, компетенции детей и педагогов.
Методы обучения Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от простого к сложному Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка
Педагогические средства Преимущественно:

·        монолог педагога, презентация знаний,

·        умений и навыков, фронтальный и групповой опросы детей

Преимущественно:

·        диалог и полилог,

·        актуализация имеющегося  личностного опыта ребенка,

·        ориентация на имеющийся индивидуальный опыт,

·        совместные проекты (дети, родители, педагоги), целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка,

·        опытно-экспериментальная деятельность детей, исследовательская деятельность, творческие работы.

Способы мотивации Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в  воспитательно — образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью.

 

Интересы, личные цели и ценности ребенка учитываются в  воспитательно — образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т.д.
Дидактические материалы Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель. Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители.
Тип взаимодействия Субъект-объектные. Ребенок- объект педагогического воздействия. Субъект-субъектные. Ребенок в образовательном процессе сначала субъект свей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни.
Основные функции воспитателя Трансляция и формирование знаний, умений и навыков. Формирование и фасилитация   познавательных процессов.
Активность детей Преимущественно по инициативе педагога. Собственная активность и инициатива детей.
Роли детей В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т.д. Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик и т.д.

 

1.     Интернет-ресурс: www.solnobr27.ru. Образование в Солнечном районе
  1. Индивидуальные карты развития ребенка 2 младшей группы.