Белявцева Лилия Владимировна, воспитатель, МБДОУ ДС №22 «Улыбка» г. Старого Оскола.
Воспитание любви к своей малой родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, родитель не может пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Знакомясь со своей малой родиной — родным городом Старым Осколом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы», важно, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Наш Старый Оскол — город красивый и современный, в нем много культурных и досуговых центров, исторических зданий, памятников архитектуры, музеев, которые родители могут посетить со своими детьми, где могут отдохнуть в выходные дни.
Семейный отдых – важный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев родного города с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, приобщит к истории и культуре своей малой родины.
Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.
Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт, спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми, пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками, чтобы ребенок не устал. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это.
Посещения музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребенка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой). В первое посещение музея надо дать ребенку возможность рассмотреть внешний вид здания, его парадную лестницу. Родители должны располагать необходимой информацией, чтобы ответить на детские вопросы, или обратиться за помощью к экскурсоводу.
Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется выразить свои впечатления в творчестве (нарисовать, слепить). Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей. Родителям важно помнить об опасности эмоциональной адаптации, то есть привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а понижение интереса, затухание чувств.
В Старом Осколе есть 2 музея — краеведческий и художественный. Познакомить детей с родным городом, его историей поможет посещение краеведческого музея, где Вы увидите макет крепости Оскол, полюбуетесь разнообразным животным миром Приосколья, рассмотрите одежду, посуду, предметы быта наших предков и другое. В музее часто проходят выставки экспонатов разных музеев страны. Старайтесь их не пропускать, расширяя тем самым свой кругозор и кругозор детей, полезно организуя досуг.
В художественном музее Вы можете открыть ребенку мир красок, пробудить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты наслаждения. Обратите внимания ребенка на множество картин, а детально и внимательно рассмотрите 1-2 картины в одном зале. Рассмотрите с ребенком изделия старооскольских умельцев. Можно приобрести домой то, что понравится ребенку: свистульку, глиняную игрушку, оберег и др.
Таким образом, систематическое посещение музеев всей семьей позволит Вам приобщать ребенка к искусству, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать любовь к родному городу, гордость за него, поддерживать доброжелательное и доверительное отношение в семье.
Одно из прекрасных мест отдыха в городе — площадь у кинотеатра «Быль». Здесь можно побывать на детском сеансе в кинотеатре, летом полюбоваться фонтаном, побродить по зеленым тропинкам парка, посетить уютное кафе, покатать детей на детской машинке, насладиться в праздничные дни разнообразным музыкальным репертуаром наших артистов и земляков.
На площади перед кинотеатром «Быль» стоит памятник легендарному полководцу Великой отечественной войны Г.К. Жукову. Вы с ребенком можете возложить цветы к памятнику, рассказать понятными и доступными словами о заслугах полководца перед Отечеством, и о том, что памятник воздвигнут на пожертвования наших земляков-старооскольцев.
В Старом Осколе есть прекрасный театр, в котором богатый репертуар для детей и молодежи. Совместное посещение театра для детей и родителей станет настоящим праздником. Для ребенка просмотр театрального представления обязательно сочетается с огромной внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику. Если ребенку пока два-три года, для начала следует выбрать кукольный театр, где большинство спектаклей основано на знакомых малышу сюжетах и участвуют уже знакомые по книгам персонажи: Колобок, Муха-Цокотуха, Айболит и другие. Ребенку будет проще вникнуть в смысл происходящего и интерес к действию не пропадет. Для ребенка четырех-шести лет сюжетная основа спектаклей весьма расширяется: подросшего малыша можно отвести не только на спектакль со знакомым сюжетом, так как степень восприятия нового, реакция уже другие, появляется чувство юмора. Сюжетный диапазон спектаклей значительно шире: это не только сказки, но и постановки по более «взрослым» сюжетам: «Приключения Незнайки», «Старик-Хоттабыч», «Снежная королева»… Знакомство ребенка с театром — порадует, удивит и очарует ребенка.
Настоящим событием для детей станет посещение всей семьей и участие в больших городских мероприятиях — День Города, День Победы и другие. Дети получат возможность окунуться в атмосферу сопричастности, общей радости, познакомиться с жителями Старого Оскола – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и так далее.
Любимыми для Вас местами отдыха могут оказаться замечательные парки в разных микрорайонах, где дети могут полюбоваться красиво оформленными клумбами, укрепить свои физические силы на разных спортивных сооружениях. Отдыхая с детьми, обращайте внимание детей на красоту окружающего мира, учите детей бережно относиться к родной природе, к тому, что сделано руками человека. Не забывайте, что Ваш личный пример служит лучшим методом воспитания детей!
Есть еще много мест в нашем городе, которые Вы полюбите и будете посещать всей семьей. От того, какими глазами ребенок впервые видит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей малой родины, зависит становление личности гражданина, юного старооскольца. Многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а возможно и на всю жизнь.
Источники:
1.Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М. Молодая гвардия.1980. – 175с.
- «Участие родителей в детсадовской жизни!!!» (50%)
- Консультация для родителей старшей группы «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» (50%)
- Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (50%)
- Сценарий «Ангарские защитники Отечества» для старшей группы (50%)
- Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?» (50%)
- Консультация для родителей «Вежливость» (RANDOM - 50%)