Консультация: «Семейный маршрут выходного дня по родному городу»

Белявцева Лилия Владимировна, воспитатель, МБДОУ ДС №22 «Улыбка» г. Старого Оскола.                         

 

Воспитание любви к своей малой родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, родитель не может пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Знакомясь со своей малой родиной — родным городом Старым Осколом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы», важно, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Наш Старый Оскол — город красивый и современный, в нем много культурных и досуговых центров, исторических зданий, памятников архитектуры,  музеев, которые родители могут посетить со своими детьми, где  могут отдохнуть  в выходные дни.

Семейный отдых – важный способ укрепления семьи, а такое полезное мероприятие как посещение музеев  родного города с детьми, к тому же, поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, приобщит   к истории и культуре своей малой родины.

Для детей дошкольного возраста музей доступен и необходим. Главное, чтобы каждое посещение музея было позитивным и познавательным.

Приобщать детей к музею можно, начиная с трехлетнего возраста. Ребенок 4-5 лет уже осознает себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развиты эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним свое отношение. В 5-7 лет у ребенка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт, спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми,  пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.
Именно от первого посещения музея зависит то, как впоследствии ребенок будет воспринимать подобные мероприятия. Вести ребенка нужно туда, где ему будет действительно интересно. Первые посещения музеев лучше комбинировать с прогулками, чтобы ребенок не устал. Необходимо заинтересовать и настроить ребенка, чтобы он  знал: музей – это дом, в котором интересно, красиво и необычно. Ребенок должен обязательно знать заранее, куда и зачем идет, что он увидит в конкретном музее, и стремиться увидеть это. 

Посещения музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребенка праздничное настроение (праздничная одежда, соответствующий эмоциональный настрой). В первое посещение музея надо дать ребенку воз­можность рассмотреть внешний вид здания, его парадную лестницу. Родите­ли должны располагать необходимой информацией, чтобы ответить на дет­ские вопросы, или обратиться за помощью к экскурсоводу.

Важный момент – подведение итогов после похода в музей. Хорошо, если у ребенка будет возможность поделиться впечатлениями с близкими и друзьями, рассказать о том, что он увидел. И, скорее всего, в подобных беседах возникнет желание снова отправиться в этот же или другой музей и узнать еще что-нибудь новое и интересное. Многим детям наверняка захочется выразить свои впечатления в творчестве  (нарисовать, слепить). Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей. Родителям важно помнить об опасности эмоциональной адаптации, то есть привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а понижение интереса, затухание чувств.

В Старом Осколе  есть 2 музея — краеведческий и художественный. По­знакомить детей с родным городом, его историей поможет посещение крае­ведческого музея, где Вы увидите макет крепости Оскол, полюбуетесь разнообразным животным миром Приосколья, рассмотрите одежду, посуду, предметы быта наших предков и другое. В музее часто проходят выставки экспонатов разных музеев страны. Старайтесь их не пропускать, расширяя тем самым свой кругозор и кругозор детей, полезно организуя досуг.

        В художественном музее Вы можете открыть ребенку мир красок, про­будить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты на­слаждения. Обратите внимания ребенка на множество картин, а детально и внимательно рассмотрите 1-2 картины в одном зале. Рассмотрите с ребенком изделия старооскольских умельцев. Можно приобрести домой то, что понра­вится ребенку: свистульку, глиняную игрушку, оберег и др.

       Таким образом, систематическое посещение музеев всей семьей позволит Вам приобщать ребенка к искусству, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать любовь к родному городу, гордость за него, поддерживать  доброжелательное и доверитель­ное отношение в семье.

Одно из прекрасных мест отдыха в городе  — площадь у кинотеатра «Быль». Здесь можно побывать на детском сеансе в кинотеатре, летом полюбоваться фонтаном, побродить по зеленым тропинкам парка, посетить уютное кафе, покатать детей на детской машинке, насладиться в праздничные дни  разнообразным музыкальным репертуаром наших артистов и земляков.

На площади перед кинотеатром «Быль» стоит памятник легендарному полководцу Великой отечественной войны Г.К. Жукову. Вы с ребенком можете возложить цветы к памятнику, рассказать понятными и доступными словами о заслугах полководца перед Отечеством, и о том, что памятник воздвигнут на пожертвования наших земляков-старооскольцев.

           В Старом Осколе  есть прекрасный театр, в котором  богатый репертуар для детей и молодежи. Совместное  посещение театра для детей и родителей станет настоящим праздником.  Для ребенка просмотр театрального представления обязательно сочетается с огромной внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику. Если ребенку пока два-три года, для начала следует выбрать кукольный театр, где большинство спектаклей основано на знакомых малышу сюжетах и участвуют уже знакомые по книгам персонажи: Колобок, Муха-Цокотуха, Айболит и другие.  Ребенку  будет проще вникнуть в смысл происходящего и интерес к действию не пропадет. Для ребенка четырех-шести лет сюжетная основа спектаклей весьма расширяется: подросшего малыша можно отвести не только на спектакль со знакомым сюжетом, так как степень восприятия нового, реакция уже другие, появляется чувство юмора. Сюжетный диапазон спектаклей значительно шире: это не только сказки, но и постановки по более «взрослым» сюжетам: «Приключения Незнайки», «Старик-Хоттабыч», «Снежная королева»…  Знакомство ребенка  с театром — порадует, удивит и очарует ребенка.

          Настоящим событием для детей  станет  посещение всей семьей и  участие в  больших городских мероприятиях — День Города, День Победы и другие.  Дети получат  возможность окунуться в атмосферу сопричастности,  общей радости, познакомиться с жителями Старого Оскола – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и так далее.                                    

         Любимыми для Вас местами отдыха могут оказаться замечательные парки в разных микрорайонах, где дети могут полюбоваться красиво оформленными клумбами, укрепить свои физические силы на разных спортивных сооружениях. Отдыхая с детьми, обращайте внимание детей на красоту окружающего мира, учите детей бережно относиться к родной природе, к тому, что сделано руками человека. Не забывайте, что Ваш личный пример служит лучшим методом воспитания детей!

            Есть еще много мест в нашем городе, которые Вы полюбите и  будете посещать всей семьей. От того,  какими глазами ребенок впервые видит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей  малой родины, зависит становление личности гражданина, юного старооскольца.  Многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а возможно и на всю жизнь.

Источники:

1.Сухомлинский В.А. Родина  в сердце. М. Молодая гвардия.1980. – 175с.