Историко-культурные традиции профессиональной подготовки учителя в России

Автор: Чолпан Ирина Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории,  МБДОУ Детский сад № 40 Кемеровская область, г.Осинники                               

 

Развитие государственной системы подготовки педагогических кадров в России являлось сложным процессом, который обусловливался ходом социально-экономических перемен, переживавшихся обществом на том или ином этапе своего существования.

Время с конца XVII века по 1804 можно определить как период петровских реформ. Благодаря им в течение примерно 100 – 110 лет складывалась государственная система народного образования, создавались предпосылки для рождения средних специальных педагогических заведений.

 С октября 1917 года начался советский этап создания и совершенствования системы обучения учительских кадров.

  И, наконец, с 1985 года среднее специальное образование сделало крупный шаг к высшей школе. За истекшее время в России появились новые типы учебных заведений: педагогические колледжи и учебно-педагогические комплексы.
            Особую роль в становлении образования на Руси сыграла церковь, так как именно среди священнослужителей было больше всего грамотных людей.
          Лишь во второй половине XVII века, когда в юго-западном соседстве Руси возник центр “православной учености” – Киево-могилянская академия – и выходцы из нее появились в Москве, началось движение за создание различных училищ.

Петр I в самом начале своего правления думал о создании в России такой школы, из которой бы “во всякие потребы люди происходили, в церковную службу и гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачевское искусство”.

           К концу правления Петра I в России, кроме трех академий, были 26 училищ для детей священнослужителей, 51 народная и 59 гарнизонных школ .

 Следует отметить, что в ноябре 1779 года при гимназии Московского университета была учреждена первая в России педагогическая (учительская) семинария, или, как тогда ее называли, бакалаврский институт. Эта семинария была единственным в то время педагогическим учебным заведением в России, выпускникам которой присваивалась степень бакалавра – ученая степень педагогического профиля.

Однако развитие школьного дела в России в послепетровский период тормозилось рядом причин, среди которых были: недостаток учебников, их высокая цена, а в особенности нехватка опытных учителей.

Василий Никитич Татищев одним из первых в России заговорил о подготовке учителей по всем наукам из русских людей и наборе их из числа учеников Академической гимназии.

Прогрессивные идеи В.Н. Татищева и других русских просветителей были подхвачены и развиты М.В. Ломоносовым.

Ломоносовские идеи нашли свое развитие в замечательном документе — “Наказе жителей города Архангельска в Екатерининскую законодательную комиссию”. Он был создан во второй половине 1760-х годов.

 Идеи М.В. Ломоносова, а также “Наказа города Архангельска”, впитавшего часть наследия великого земляка, позднее нашли понимание у властей. В частности, в конце XVIII века Сенат – высшее правительственное учреждение страны – признал “за весьма полезную обществу” идею создания гимназий и начальных школ.

Именно в этот момент в России начала складываться государственная система подготовки учителей. В 1779 и 1782 годах открылись учительская семинария при Московском университете и Главное народное училище в Петербурге, которые можно считать первыми средними специальными педагогическими заведениями.

Студентам, оканчивавшим учительскую семинарию при Московском университете, присваивалась ученая степень педагогического профиля – степень бакалавра. Срок обучения в этой семинарии составлял 3 года.

Чуть позже учительская семинария появилась в Петербурге. Она выделилась из Петербургского народного училища и вела подготовку учителей для главных и малых народных училищ.

Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов, особое внимание в семинарии уделялось вооружению будущих учителей “способом учения”, т. е. методикой обучения учащихся.

Начало нового, этапа в становлении системы подготовки педагогических кадров положил Устав учебных заведений, принятый в 1804 году. Этот документ юридически закрепил достижения в создании сети различных типов учебных заведений и послужил толчком для их дальнейшего увеличения и совершенствования.

Таким образом, несмотря на сложность и противоречивость процесса развития педагогического образования, в России появились разнообразные типы учебных заведений, в которых готовились учителя.

Практический вклад в подготовку российского учительства внесли выдающиеся педагоги и организаторы народного образования К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, писатель Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и ряд других.

Страстным сторонником расширения сети педагогических учебных заведений был, в частности, педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что “самый могущественный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”.

В это время Ушинский создал двухгодичный педагогический класс в Смольном институте, принимал активное участие в его работе. А проект учительской семинарии был позднее осуществлен передовыми земствами.

Резкое увеличение потребности в учительских кадрах обусловили реформы 60-х годов XIX века. Развитие экономики повысило тягу к образованию, к знаниям широких кругов городских сословий: ремесленников, мещан, купцов и интеллигенции.

Ускоренное развитие среднего педагогического образования началось в России с 60-70 гг. XIX века. Постепенно стабилизировались два типа учебных заведений: учительские институты и учительские семинарии, прообразы которых возникли еще в XVIII веке.

Решение о создании учительских институтов было принято в мае 1872 года. В нем указывалось на необходимость создания в России 7 институтов “для приготовления учителей в городские училища”. Это были закрытые учебные заведения с трехлетним сроком обучения.

 В них принимались “молодые люди всех званий и состояний не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности”.

Женщины в институты не принимались. Выпускники, находившиеся на казенном обеспечении, должны были проработать по распределению в школе не менее 6 лет.

В целом учительские институты являлись школами-тупиками. Они не давали выпускникам ни права поступления в университет, ни высшего образования. Педагогическая общественность прозвала их “плебейскими университетами”.

По состоянию на 1 января 1914 года в стране числилось 44 подобных заведения. В них обучалось около 4 тысяч человек.

Учительские институты выпускали педагогов “широкого профиля”, которые были обязаны преподавать два-три и более предметов в городских, уездных, высших начальных училищах.

 Преобладающим же типом средних педагогических заведений стали учительские семинарии. Согласно положению 1870 года, “учительские семинарии имели целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах”.

Семинарии в основном комплектовались из детей зажиточных крестьян, сельского духовенства и чиновников. Воспитанники жили в специальных интернатах. На учебу принимались люди не моложе 16 лет. Вначале срок обучения составлял 3 года, потом был увеличен до 4-х, а в отдельных семинариях – даже до 5 лет. Однако семинария, как и учительский институт, не давала выхода в высшее учебное заведение.

Главное внимание в семинариях уделялось не общеобразовательным предметам, а технике “учительского ремесла”, то есть методике. Учебные планы их были весьма скромны. Среди других дисциплин студентам преподавали закон божий, педагогику, геометрию, землемерие, русский и церковно-славянский языки, русскую историю, географию, чистописание, пение и ремесло.

Значительный вклад в подготовку учителей в России вносили женские учебные заведения. Институты благородных девиц, педагогические классы в училищах и гимназиях, женские епархиальные училища существенно пополняли ряды учителей начальной школы и домашних учительниц. В конце XIX века в России имелось 319 женских гимназий, 30 институтов и 40 женских епархиальных училищ.

Начало XX века ознаменовалось еще одной особенностью в системе подготовки российских учителей: рождением неправительственных педагогических заведений. Среди них появились земские семинарии, Педагогическая Академия в Петербурге, высшие педагогические заведения П. Лесгафта, В. Шелапутина и ряд других. Все они готовили учителей для средней и начальной школы.

Однако сеть педагогических учебных заведений в России и в конце XIX – начале XX веков была недостаточной. Поэтому большинство учителей по-прежнему не имело специального педагогического образования.

Заметную роль в подготовке педагогов сыграли учительские семинарии. Просуществовав более полувека, они дали России сотни учителей, внесли вклад в разработку методики начального обучения.

Много ценного накопили педагогические учебные заведения в советский период, который можно датировать с октября 1917 по конец 80-х годов.

Уже в 1918 году в системе Наркомпроса РСФСР работали 6 высших педагогических курсов, 140 учительских семинарий и 20 педагогических курсов пониженного типа. А к концу 1920 года в России насчитывалось 154 трехгодичных и 90 двухгодичных педагогических курсов.

В 1921 году в системе подготовки учителей появились четырехлетние педагогические техникумы, созданные на базе педагогических курсов. В них обучалось в то время около 40 тысяч человек. Характерно, что почти 36% студентов составляли мужчины, 64 % – женщины.

 В 1930 году педагогические техникумы перешли на трехлетний срок обучения. К этому моменту в России действовала широкая сеть педагогических учебных заведений: 65 пединститутов и 564 педтехникума. В них соответственно обучалось 29124 и 143 тыс. студентов.

Все это говорит о том, что, несмотря на крутую ломку системы подготовки учителей после 1917 года, к 30-м годам педагогические техникумы, набрав силу, стали главным источником пополнения школ РСФСР учительскими кадрами.

С некоторой долей условности можно сказать, что в течение короткого периода произошло сжатое во времени историческое развитие педагогического образования. Если ранее этот процесс занял столетия, то в советское время он практически уложился в двадцать лет.

Таким образом, к 1937 году система среднего педагогического образования страны сумела не только окрепнуть, но и стать ведущей в подготовке учителей. В тот период в педучилищах обучалось студентов в 2,2 раза больше, чем в вузах.

Эта система выдержала испытания Великой Отечественной войны. За годы войны пединституты выпустили 131,4 тыс., а педучилища – 174,4 тыс. специалистов.

 В послевоенное же время в 400 педучилищах обучалось около полумиллиона будущих педагогов.

Российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром). Отсюда развитие духовных начал человека, реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь, добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли, поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь.

 В   России  существует развернутая сеть образовательных учреждений, осуществляющих первичную  подготовку  педагогических кадров. Сложные структура и типология этой системы определяются масштабами и этническим и социокультурным разнообразием самой страны. Хотя все заложенные в ее основу принципы уже подверглись радикальному переосмыслению, а сама система быстро развивается, настоящей реформы все еще не произошло.

Тенденции развития общего среднего образования определены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Сформулированные в ней задачи напрямую влияют на содержание и технологии педагогического образования, поскольку наша главная задача — обеспечить квалифицированными кадрами систему общего среднего образования.

Исходя из задач  подготовки  нового  учителя  и принимая во внимание накопленный педагогическим сообществом потенциал, мы считаем, что именно ведущие педагогические университеты и классические университеты должны стать центрами педагогического образования.

Рассматривая вопросы  подготовки  нового поколения  учителей , мы прекрасно понимаем, что первоочередное значение приобрела сегодня проблема повышения квалификации действующих  учителей  и переподготовки специалистов без педагогического образования.

Список используемой литературы

1)  Большая советская энциклопедия, 1989г.

2)   История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация» Профессиональное образование». Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. -М.: Профессиональное образование, 2003.

3)  http://www.mguas.ru/page.php?id=46//11.052010 
4) http://oecdru.org/rusweb/rusfeder/5/3/6.htm