Сценарий развлечения для детей дошкольного возраста «Тень- тень –поте- тень»

Бойченко Елена Владимировна, воспитатель, ГБОУ Школа №2115, г. Москва

 

Задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, развивать интерес к ним. Создать радостное настроение, стимулировать желание проявлять в играх смекалку, ловкость, быстроту. Честность.

Материалы: костюмы для скоморохов; русские   народные платья;      реквизит для игр.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадок, сочинение загадок, разучивание игр, жеребьевок, считалок.

Ход развлечения:

Звучит русская народная музыка, вбегают скоморохи.

Скоморох 1: Как у нас на Руси мальцы дешевы

Первый молодец – хоть бы дров пучок,

Второй молодец – хоть бы лыка мешок,

Третий молодецхоть бы дегтю кувшин.

Скоморох 2: Да, погоди, , не спеши! Вот здесь то молодцы – удальцы! Давай – ка проверим на что они способны.

Скоморох 1: Проверить-то можно. Молодцы-удальцы, вы готовы?

Дети: Готовы

ВЕДУЩАЯ: Первая игра «Каравай» ( Звучит русская народна музыка)

. Цель игры: формирование у членов мероприятия чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы. Выявление симпатий и антипатий среди участников… Главное действующее лицо: именинник (или виновник торжества). Участники встают в круг и берутся за руки. Именинник находится в центре круга. Затем участники начинают водить хоровод. Они поют и движутся под музыку, выполняя движения на протяжении песни (до хлопков). Все участники хором говорят текст: Как на… (имя виновника торжества) именины (день рожденья или другое празднуемое событие) Испекли мы каравай: Вот такой вышины (поднять руки вверх), Вот такой низины (присесть, коснуться пола руками), Вот такой ширины (участники отходят в стороны), Вот такой ужины (сходятся к центру круга)! Каравай, каравай (все хлопают в ладоши), Кого любишь, выбирай! Именинник говорит: Я люблю, конечно, всех, А вот… (имя участника) больше всех! После чего новый «именинник» встает в круг, и хоровод снова движется, текст повторяется.

Скоморох 1: Ну, ходить- то все умеют. А вот смекалку показать смогут ли

Скоморох 2: Если вы читали русские народные сказки, то, конечно, сможете ответить на мои вопросы. В какой русской народной сказке мужик дожил до старости, а домовничать так и не научился? («Как старик домовничал»). В какой сказке говорится о соколе, который появлялся, если перышко на пол положить? («Финист – ясный сокол»). В какой сказке царь дал не обдуманное обещание? («Морской царь и Василиса премудрая»). В какой сказке Иванушка поймал коня – одна шерстинка золотая, другая серебряная? («Сивка — бурка»). А в какой сказке Иван-царевич отправился за молотильными яблоками и живой водой для своего батюшки? («сказка о молотильных яблоках и живой воде»). А еще, какие русские народные сказки вы зна

 

Ведущая: Сказки, видимо читали –

Их вы дружно отгадали.

Я загадки вам припас,

Загадаю их сейчас!

Кругло, широко,

Из лесу взято,

Дыр много,

А вылезти некуда.

(Сито, решето)

Три братца пошли купаться,

Два купаются,

А третий на берегу валяется.

(Ведра и коромысло)

Зелененький, маленький

по полу елозит,

Себя не занозит.

Обежал весь теремок

И опять встал в уголок.

(Веник)

Стоит толстячок,

Подбоченившись бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит.

(Самовар)

 

Ведущая: Вы, ребята, не зевали, все загадки отгадали! Предлагаю поиграть немножко! Какие русские народные игры вы знаете? (Ответы детей)

 

Скоморох 1: Я тоже знаю много народных игр, вот только не все названия хорошо запомнил. Поможете мне? Я начинаю, а вы продолжайте: «У медведя… » и т. д.

Игра «Яшка»

Выбирается водящий

Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки!

В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает. Его раскручивают и поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».

Ведущая: Мы к вам в гости пришли,

Игр много принесли.

Игра:

«У медведя во бору»

Выбирается один водящий — «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие — дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми — «бор» («лес»).

Дети идут в «бор», за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит!

После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой — осалить).

Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

Правила

«Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.

Ловить можно только в установленных пределах площадки

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, — «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят по кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра «Бояре»

Правила старинной русской народной игры «Бояре»

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

 Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

Бояре а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

 После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.

Игра «Ручеек»

Правила игры Ручеёк

Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Ведущая : Закончим наш сегодняшний  праздник игрой «Коловорот»

Правила: Дети встают в круг и передают  мяч разными способами

 

Ведущая : Мы чудесно поиграли,

Вы и спели, и сплясали.

Проявили ловкость, силу,

Вы нас просто удивили!

Скоморох 2: Вы гостинцы принимайте,

В гости чаше приглашайте!

Нам теперь домой пора,

До свиданья, детвора!