Конспект образовательной ситуации для средней группы по звуковой культуре речи

Разработала воспитатель МБДОУ д/с № 48 Стадник Е.В. г.Таганрог, Ростовской области.

 

Задачи: Познакомить детей со звуком ц и поупражнять их в произнесении изолированного звука, звука в слоге, в словах; учить пересказывать небольшие тексты, продолжать учить отвечать на вопросы, развернуто.

Содержание образовательной ситуации.

Дети сидят на стульчиках, воспитатель показывает руку с надетой на ней театральной игрушкой фиксиком Нолик

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Дети хором отвечают (Нолик).

Воспитатель:  Вы знаете, Нолик шепнул мне на ушко, что у него большая проблема, он плохо знает звук «Ц». Поможем ему? Дети отвечают да.

Воспитатель: Замечательно, давайте сделаем пальчиковую гимнастику, а Нолик посмотрит и научится.

Дети хором повторяют и показывают.

Цапля весело шагала,                                                         Сгибать пальцы в кулак.

Цапля слоги называла:

ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЭ,                                                          Загибать по очереди пальцы

ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЭ.                                                          Правой и левой рук.

Воспитатель: Нолик, посмотри какие наши детки умные и умелые.

Нолик отвечает: Спасибо вам ребята, что научили меня такой интересной гимнастике. Я то же знаю одну очень интересную игру, она называется волшебный мяч. Будем играть?

Дети хором (Да)

Нолик объясняет правила: Я бросаю мячик и называю слово,

Нужно пару подобрать.

В конце слова [ц] сказать.

Нолик бросает мячик.

Певица – …(певец)

Пловчиха — ….(пловец)

Скворчиха -…(скворец)

Зайчиха — ….(заяц)

Нолик: Какие умные детки. Мне очень понравилось с вами играть.

Воспитатель: Нолик, не только ты и ребята знают игры, я то же могу вас научить одной игре.

Если я говорю «Цапли!» вы встаете и будете, шагать, поднимая согнутые ноги и говорите:

Цапли медленно шагают

Цапли ноги поднимают.

Если я говорю «Синицы!», вы машете руками и наклоняете голову, показывая, как синицы клюют зерна и говорите:

Прилетели к нам синицы.

И клюют они пшеницу.

Все дети играют. (физкультурная пауза)

Затем рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, Нолик, а еще я знаю историю про одну ленивую гусеницу и хочу ее вам рассказать, хотите послушать? Ответы детей.

Гусеница-ленивица

Одна Гусеница не хотела превращаться в бабочку. Гусеница любила лениться. Ей было лень есть листочки. Гусеница-ленивица могла вытянуться и целый день греться на солнце.

ЕЕ сестрицы давно стали бабочками и перелетали с цветка на цветок. Они увидели разноцветный луг. А Гусеница-ленивица так и осталась гусеницей и никогда не увидела цветочного луга.

Воспитатель: Вот какая поучительная история.

            Как вы думаете, почему Гусеница не хотела превращаться в бабочку?

 Что любила делать Гусеница?

 Кем стали ее сестрицы?

 Что делали бабочки?

 Кем осталась Гусеница-ленивица?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Какие вы молодцы, как внимательно слушали историю и правильно ответили на вопросы.

Воспитатель еще раз читает историю, а затем 2-3 ребенка ее пересказывают.

Воспитатель: Посмотрите дети, Нолик ушел, и на прощание оставил мне конверт, давайте посмотрим, что в нем? Дети отвечают, давайте!

Воспитатель читает:

Спасибо вам ребята за очень интересные игры! Я узнаю теперь звук [ц] во всех словах. На прощание я хочу загадать вам загадки:

Он – силач, он – молодец,

В кузне цепь кует…. (кузнец)

Кузнец кует цепь, а кто поет на сцене? (Певец)

Из яйца как из пеленок,

Появляется …. (цыпленок)

У цыпленка мама – курица. А мама у ягненка? (овца)

Во время всего занятия педагог все время выделяет голосом звук [ц].

В конце занятия воспитатель спрашивает, какой звук мы научились сегодня произносить? Какую песенку научился петь наш язычок?