План-конспект осенней прогулки в средней группе детского сада. Тема: «Птицы осенью»

Орлова Венера Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» поселок Урмары ,Чувашской Республики.
Цель : Обогащать представления о мире природы.

 Задачи:

  • Дать краткие знание о жизнедеятельности птиц осенью.
  • Умение называть признаки поздней осени в неживой (осадки, температура воздуха) и живой природе (зависимость растений, животных от условий внешней среды). Узнавать эти приметы в стихотворениях, воспринимать поэтическое описание осени.
  • Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
  • Дать понятие о безопасности поведения возле глубоких луж ,речек.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой
  • .Продолжать формировать навык детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

 

Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Оборудование и материалы: Лопаточки, корм для птиц, атрибуты к подвижной игре (шапочки с изображением птиц),5 мячей, выносные игрушки.

Место проведения: участок на территории ДОУ.

Ход: Организационный момент:

 Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный осенний денёк. Послушайте мою загадку:

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,    

  Полетели листики, листики, листики.  

   Поля опустели и ливни рекою,  

А это, скажите мне, время какое? (Да, это осень.)

Я хочу вам прочитать стихотворении В.Орлова

За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

 

 

 

Наблюдение.

Вопросы воспитателя к детям: Какая была осень вначале? Какой основной признак характерен для золотой осени? Как вы думаете чем отличается поздняя осень от ранней и золотой? Какие приметы осени, вы знаете? (ответы детей)

Рассказ воспитателя: Поздняя осень — это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня. К концу осени — заморозки. Идет первый снег. — А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?(Перелетные и зимующие).

— А вы сможете назвать перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач ,журавль, скворец, жаворонок).

— Отгадайте, пожалуйста, загадки и назовите перелетная это птица или зимующая.

  1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

  1. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

  1. . Я весь день ловлю жучков,
    Ем букашек, червяков.
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю. (воробей)
  2. Окраской — сероватая,
    Повадкой — вороватая.
    Крикунья хрипловатая
    — Известная персона.
    Кто она? ( ворона )

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — и легче. ( дятел )

— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).

— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, размеру)

— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что становиться холодно и птицам нечего есть).

— А вы знаете как  они находят дорогу на юг и обратно сюда? Я хочу вам об этом рассказать. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты. больше обычного едят ,в полете им подкрепиться негде. Ночью в  полете они ориентируются на звезды, а днем на солнце.  Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника: другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают куда надо лететь.

Перелётные птицы улетают на юг, зимующие — перебираются поближе к людям.

Экспериментирование: Предложить детям подойти к замерзшей лужице ,обратить внимание что лед очень тонкий. Что случиться с кусочком льда если положить его на ладонь? Дети в ходе экспериментирования делают вывод: На теплой ладони лед превращается в воду. Дать знания что нельзя ходить по льду по большим лужам, речке. Можно попасть в беду.

Трудовые поручения Обратить внимание детей на птиц которые гуляют по участку детского сада  ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм .

Индивидуальная работа (по различным направлениям развития воспитанников)

Упражнение «Отгадай и присядь».

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

 Игровое упражнение « Кто дальше?» Метание мяча вдаль с подгруппой детей.

Двигательная активность(подвижные ,спортивные игры и спортивные упражнения).

Подвижная игра«Перелет птиц» Дети «птицы» собираются на одной в беседке. По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» — летят в беседку.

Самостоятельная деятельность детей. Игры детей с выносным материалом по интересам.