Орлова Венера Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок» поселок Урмары ,Чувашской Республики.
Цель : Обогащать представления о мире природы.
Задачи:
- Дать краткие знание о жизнедеятельности птиц осенью.
- Умение называть признаки поздней осени в неживой (осадки, температура воздуха) и живой природе (зависимость растений, животных от условий внешней среды). Узнавать эти приметы в стихотворениях, воспринимать поэтическое описание осени.
- Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
- Дать понятие о безопасности поведения возле глубоких луж ,речек.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
- Закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой
- .Продолжать формировать навык детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Оборудование и материалы: Лопаточки, корм для птиц, атрибуты к подвижной игре (шапочки с изображением птиц),5 мячей, выносные игрушки.
Место проведения: участок на территории ДОУ.
Ход: Организационный момент:
Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный осенний денёк. Послушайте мою загадку:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Да, это осень.)
Я хочу вам прочитать стихотворении В.Орлова
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Наблюдение.
Вопросы воспитателя к детям: Какая была осень вначале? Какой основной признак характерен для золотой осени? Как вы думаете чем отличается поздняя осень от ранней и золотой? Какие приметы осени, вы знаете? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: Поздняя осень — это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня. К концу осени — заморозки. Идет первый снег. — А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?(Перелетные и зимующие).
— А вы сможете назвать перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач ,журавль, скворец, жаворонок).
— Отгадайте, пожалуйста, загадки и назовите перелетная это птица или зимующая.
- Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
- . Я весь день ловлю жучков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей) - Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая.
Крикунья хрипловатая
— Известная персона.
Кто она? ( ворона )
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — и легче. ( дятел )
— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, размеру)
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что становиться холодно и птицам нечего есть).
— А вы знаете как они находят дорогу на юг и обратно сюда? Я хочу вам об этом рассказать. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты. больше обычного едят ,в полете им подкрепиться негде. Ночью в полете они ориентируются на звезды, а днем на солнце. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника: другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают куда надо лететь.
Перелётные птицы улетают на юг, зимующие — перебираются поближе к людям.
Экспериментирование: Предложить детям подойти к замерзшей лужице ,обратить внимание что лед очень тонкий. Что случиться с кусочком льда если положить его на ладонь? Дети в ходе экспериментирования делают вывод: На теплой ладони лед превращается в воду. Дать знания что нельзя ходить по льду по большим лужам, речке. Можно попасть в беду.
Трудовые поручения Обратить внимание детей на птиц которые гуляют по участку детского сада ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм .
Индивидуальная работа (по различным направлениям развития воспитанников)
Упражнение «Отгадай и присядь».
— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Игровое упражнение « Кто дальше?» Метание мяча вдаль с подгруппой детей.
Двигательная активность(подвижные ,спортивные игры и спортивные упражнения).
Подвижная игра«Перелет птиц» Дети «птицы» собираются на одной в беседке. По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» — летят в беседку.
Самостоятельная деятельность детей. Игры детей с выносным материалом по интересам.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Конспект занятия НОД «В мире животных» (RANDOM - 50%)