Семдянова М.В., воспитатель.
Красноярский край, г.Канск.
НОД «Опасные комнатные растения» по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать представление об опасных комнатных растениях.
Образовательные задачи: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях, обобщить представления об уходе за комнатными растениями.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения.
Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность и бережное отношение к растениям, способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материалы и оборудование:
* Презентация «Опасные комнатные растения».
* Картинки с изображением ядовитых комнатных растений.
Предварительная работа:
* Рассматривание растений в группе.
* Проведение системы опытов по ознакомлению с потребностями растений.
* Дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Чего не стало?».
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Аутотренинг «Мы – друзья природы».
-Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце, дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый свежий воздух.
Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
- Основная часть.
Воспитатель: кто еще (кроме людей и животных) живет на нашей планете? Какие растения вы знаете? Какие растения живут вместе с нами в группе?
Ответы детей.
Воспитатель: комнатные растения создают уют и красоту. Однако важно знать, что многие комнатные растения могут быть ядовитыми и опасными. Вредных растений так много, но мы рассмотрим только те, которые часто встречаются. Показ слайдов.
Слайд №2. Клещевина – ядовитое растение. Семена похожи на клещей, поэтому растение получило название «Клещевина». В семенах содержится ядовитое вещество – рицин. Ребята, можно ли есть такие семена? Нет, это может привести даже к смерти.
Слайд №3. Диффенбахия содержит ядовитый жгучий сок, попадая на кожу или слизистые оболочки, вызывает ожоги. Ребята, можно ли отрывать или ломать листья Диффенбахия? Нет, на руки попадет жгучий сок.
Слайд №4. Молочай содержит яд во всех частях. Яд может вызывать сильное жжение, волдыри на коже. Сок, при попадании в глаза, вызывает временную слепоту. Ребята, можно ли отрывать или ломать листья Молочая? Нет, от этого может быть сильное жжение.
Слайд №5. Монстера. Яд содержится в соке листьев. Ядовитый сок вызывает ожог кожи.
Слайд №6. Антуриум. Ядовитый сок вызывает отек гортани и слизистой рта, а при попадании на глаза – конъюнктивит. Ребята, можно ли надломать листья Антуриума, а потом потереть глаза? Что может произойти? Нет, этого делать нельзя. На глазах появиться воспаление.
Слайд №7. Спатифиллум. Все части растения вызывают жжение рта, горла и языка, а будучи проглоченными – воспаление желудка и кишок. Ребята, можно ли пробовать на вкус листья и другие части Спатифиллума? Нет, это может привести к воспалению желудка.
Воспитатель: дети, давайте отдохнём и поиграем.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Слайд №8. Эухарис ядовит. Яд содержится в листьях и корневище. Если луковицу растения случайно принять за репчатый лук, то может наступить отравление.
Слайд №9. Декоративный перец. Зеленые части перца ядовиты. Плоды для еды не предназначены. Они вызывают расстройство желудка. Ребята, можно ли пробовать на вкус плоды этого Декоративного перца? Нет, они жгучие на вкус и вызывают расстройство желудка.
Слайд №10. Паслен. Сок листьев ядовит. Он вызывает раздражение кожи. При поедании красно-оранжевых ягод появляются боли в желудке, тошнота, рвота. Ребята, можно ли есть эти красивые ягоды Паслена? Нет, это может привести к отравлению.
Слайд №11. Душистая герань. Герань вредна для людей, страдающих аллергией, потому что это сильно пахнущий цветок. Ребята, можно ли Душистую герань ставить в спальной комнате? Нет, от этого может разболеться голова.
Слайд №12. Фикус каучуконосный. Яд содержится в листьях и стеблях. Яд может вызывать раздражение кожи и другие аллергические реакции. Ребята, можно ли отрывать или надламывать листья Фикуса? Нет, это может вызвать раздражение кожи.
Слайд №13. Кактус Опунция обладает достаточно опасными колючками – очень острыми и легко застревающими в коже. Ребята, можно ли трогать кактусы? Нет, можно уколоться колючками. А если колючки маленькие, то они могут застрять в кожи. И если их не вытащить (а это очень сложно), то может быть воспаление кожи.
Слайд №14. Нефролепис (папоротник). Зрелые споры папоротников могут вызвать аллергию.
Слайд №15. Аспарагус. Красные ягоды растения ядовиты. Ребята, можно ли кушать красные ягоды Аспарагуса? Нет, может быть отравление.
- Итог.
Воспитатель: как мы видим многие комнатные растения опасные, хотя совершенно безобидны на вид. Не стоит совсем отказываться от домашних растений. Надо просто быть осторожными при их использовании и соблюдать меры безопасности. Например, при уходе надевать резиновые перчатки, не трогать глаза и лицо во время ухода за цветами, тщательно мыть руки после работы. У нас в группе есть картинки ядовитых комнатных растений. Вы можете еще раз их рассмотреть и вспомнить, нет ли у вас дома этих растений.
Воспитатель: ребята, бывают ли опасные комнатные растения? Чем они могут быть опасны? Как нужно себя вести с незнакомыми растениями?
Какие меры предосторожности необходимо соблюдать? Ответы детей.
Ребятам предлагаются раскраски с опасными растениями.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Формирование позитивных установок к труду в процессе организации хозяйственно - бытового труда у детей младшего дошкольного возраста (RANDOM - 50%)