Формирование позитивных установок  к труду в процессе организации хозяйственно — бытового труда у детей младшего дошкольного возраста

Быкова Екатерина Викторовна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №50», г.Арзамас

 

Для малышей хозяйственно- бытовой труд- новый, интересный и привлекательный вид деятельности. Он строится на возрастающем интересе к окружающему миру. Дети любят действовать с разными предметами, познают их свойства, качества, назначение, связи между ними (яркий, легкий пластмассовый тазик, красивая тряпочка, мягкая цветная губка и пр.)

Цель:освоение трудовой деятельности

Задачи хозяйственно- бытового труда у детей второй младшей группы:

  1. Способствовать освоению трудовых навыков.
  2. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал).
  3. Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
  4. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
  5. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве: помогать накрывать стол к обеду.

Хозяйственно- бытовой труд для детей младшего возраста в основном сходится к выполнению простейших индивидуaльных поручений: отдельных действий, которые они по началу совершают совместно со взрослым, например,убирают на участке листья, сметают снег со скамеек, ступенек, ведущих на веранду и т.п. И пусть их помощь невеликa, но эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду. Положительное отношение педагога к добросовестному выполнению детьми рaзличных поручений способствует формированию у них уверенности в своих силах, понимания своей значимости, чувства собственного достоинства.

Особенно эмоционально нужно поощрять самостоятельность и инициативу ребенка. Важно, чтобы он испытывал удовольствие от результатов труда и стремился достигать их сновa и снова.

Дети должны выполнять только посильную работу, однако уже в этом возрасте важно, чтобы они почувствовали, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая усилия, они ощутят радость от своего труда. Также важно, чтобы он завершался наглядным результатом, тогда дети осознают его значимость, необходимость (Мы все вместе убирали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво).

Планирование содержания трудовой деятельности осуществляется по формам ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.

Одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников является поручение.

Во второй младшей группе мы организовываем коллективный труд, он проводится в виде совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Основными методическими приемами при формировании трудовых навыков во всех возрастных группах является показ, объяснение, напоминание, указание, уточнение, наблюдение за деятельностью других детей, поэтому они могут повторяться почти ежемесячно, однако необходимо подобрать дидактические игры, игровые приемы, сюжетно- ролевые игры, художественную литературу и другие приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению детьми трудовых действий.

Следует помнить, что ставится задача не только на формирование у ребенка определенных трудовых навыков, а прежде всего задача нравственно- трудового воспитания.

В этом возрасте происходит интенсивное формирование игровой деятельности, поэтом труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводиться в его контексте. В игре ребенок охотнее и легче проявляет волевое усилие, преодолевает трудности при овладении навыками и умениями. В ней он абсолютно свободен и доступен для общения. В процессе игры у него повышается умственная активность, работоспособность, а, следовательно, и обучаемость.

Как вариант организации труда, представлен конспект трудовой деятельности у младших дошкольников на примере освоения навыка мытья чашки.

Цель:Освоение трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Побуждать планировать свою деятельность, организовывать для себя рабочее место, отбирать необходимое оборудование.
  2. Содействовать освоению детьми способов мытья чашки.
  3. Побуждать детей к самостоятельному выполнению трудовых действий, использованию оборудования по назначению.
  4. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в процессе труда, побуждать оказывать помощь друг- другу.

Материал:

Клеенчатый фартук, тазик с теплой водой (1-1,5л), 1 тряпочка и 1 предмет посуды (на каждого ребенка), губка, мыльница, мыло (по кол-ву детей) на подносе.

Ход работы: Воспитатель обращает внимание детей на кукольный уголок

В: Ребята, сегодня кукла Катя какая нарядная. Узнаем, почему она так нарядилась?

В.: Но что-то мне кажется она какая-то грустная? Давайте спросим у нее.

К. Катя: У меня День Рождение, и ко мне придут гости! Я буду поить их чаем, а все чашки грязные.

Проблемная ситуация:

В.: Ребята, а как вы думаете, в грязные чашки можно наливать чай? (ответы детей)

Что же нужно сделать, чтобы посуда стала чистой? (ответы детей)

В: А что же нужно для того, чтобы вымыть посуду? (вода, мыло, губки), а где мы будем мыть, что нам ещё нужно? (тазики). А чтобы было удобно, нам нужно организовать свое рабочее место.

В:А чтобы не намочить одежду, как мы должны подготовиться? 

(Если дети не ответят, педагог задает наводящий вопрос: «Что надевает Надежда Витальевна, когда моет посуду?»)

В.: Правильно, надо надеть фартуки и завернуть рукава.

Воспитатель предлагает ребятам взять самостоятельно фартуки и надеть их. побуждает оказывать друг другу помощь, напоминает о том, что нужно завернуть
рукава.

В: Ребята, посмотрите, как я делаю короткие рукава, надеваю фартук.

В.: Посмотрите друг на друга, все готовы? Я возьму эти грязные чашки и пойдемте готовить рабочее место.

Что мы сначала возьмем? Правильно, тазики. Ставим тазики на середину стола. Что еще нужно?  Губка, мыльница, мыло. Возьмите поднос, поставьте его на правый край стола, на поднос кладем губку, и ставим мыло с мыльницей. А полотенце кладем на левый край стола.

Посмотрите внимательно на свое рабочее место, все готово?

Сейчас я разолью воду и мы сможем приступить к работе.

Воспитатель проговаривает: Сейчас я разолью воду и мы сможем приступить к работе. Воспитатель проговаривает «Я наливаю воду для Полины, а сейчас для Даниила…

В: Посмотрите ребята, как я буду мыть чашку:

Показ:—  В правую руку я беру губку, намочу ее водой и отожму ее. В другую руку возьму мыло, намочу его и намылю губку, уберу мыло в мыльницу. Возьму чашку, сначала буду губкой намыливать ее внутри, а затем снаружи. Положу губку в тазик с грязной водой, намочу, обожму ее и уберу на поднос, а чашку положу с другой тазик.  Теперь мы будем споласкивать чашку в другом тазике с чистой водой

Воспитатель наливает воду в другой тазик.

В.: Сначала мы споласкиваем ее сначала внутри потом снаружи. Какая у нас теперь чашка стала? (ответы детей)

-Правильно, наша посуда стала чистой! Чтобы посуда высохла, мы поставим чашки  на полотенце, донышком сверху.

А пока наши чашки сохнут, мы с вами уберем свое рабочее место.

В.:  По окончанию работы давайте приведем в порядок свое рабочее место: воду мы выливаем в ведро, не спешим, сначала выливаем из одного тазика, потом из другого, хорошо, и поставим их на столик, теперь уберем поднос с мыльницей и губкой. Давайте проверим, высохли ли у нас чашки? Чтобы чашки стали сухими, Что мы можем сделать? Правильно, вытереть их полотенцем. Возьмем в одну руку чашку в другую руку полотенце и вытрем чайку полотенцем, сначала внутри потом снаружи, поставим чистые чайки ко мне на красивый поднос . Посмотрите на стол, за которым вы работали, если на нем есть капельки воды, нужно стол протереть, а полотенцем протрем свое рабочее место, хорошо, кто справился отнесет свое полотенце на место.

В.:  теперь нужно снять фартуки и убрать их. Предлагает подойти к столу, обращает внимание ребят на чистую посуду:

Ребята посмотрите, какие стали чашки? Как вы думаете, сможет кукла Катя, напоить своих гостей чаем? Хорошо мы потрудились?

 Художественное слово:

Мы посуду чисто мыли

Посушить не позабыли:

Наши чашки в ряд стоят

И на солнышке блестят.

В.: Теперь мы пойдем покажем кукле Кате, как мы вымыли ее посуду, будем накрывать на стол, ждать гостей.

Воспитатель предлагает детям накрыть для кукол праздничный стол. В процессе сервировки кукольного стола вновь обращает внимание ребят на то, какая чистая теперь посуда, как радуются куклы труду детей, как приятно делать полезное дело.

Звучит музыка «Каравай».

Была проведена предварительная работа: чтение произведений К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»; рассматривание иллюстраций по теме «Посуда», «Моя семья»; д/и «Приготовим обед», «Уберем со стола»; беседы на тему «Труд няни в детском саду», «Что такое «порядок» и нужен ли он?»; просмотр мультфильма «Федорино горе»; наблюдение за трудом няни.

Анализируя деятельность детей в ходе образовательной деятельности, можно выделить, что мотивация трудовой деятельности способствовала активизации детей, возникновению у них желания помочь, вымыть чашку. Дети освоили простейшие трудовые действия, смогли самостоятельно подготовить необходимое оборудование, последовательно выполняли этапы трудового процесса: намыливание губки, затем мытье чашки этой губкой, после этого споласкивание чашки чистой водой и сушка ее. Дети также самостоятельно убирали после работы свое рабочее место.

Результат труда, чистая чашка была использована в игре детей, при обыгрывании игровой ситуации «У куклы Кати день рождения».

Детям очень нравится выполнять трудовые действия, они стараются выполнить до конца порученное им дело. Дети овладевают умением трудиться рядом, у них проявляется деловое общение в процессе труда.

Именно совместные трудовые действия, продуманное расположение оборудования, четкие инструкции помогли добиться результата.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1987.- 95 с.: ил.
  2. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 80 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

ISBN 5-89144-696-0

  1. Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вторая младшая группа. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. -32 с. ISBN 987-5-98527-061-7
  2. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. Реализация ФГТ В ДОУ.- М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-40 с. ISB 978-5-98527-158-4
  3. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 3- е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009. -80 с.ISBN 978-5-86775-321-4
  4. Крулехт М. В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно- методическое пособие/ науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «Издательство ДЕТСКТВО- ПРЕСС», 2012.- 176 с. ISBN 978-5-89814-823-2
  5. Крылова Н.М., Иванова В.Т. Детский сад- дом радости. Младшая группа. Часть IV: Книга для воспитателя.- Пермь: ПГПИ, 190.- 148с.
  6. http://sundekor.ru/kursovaya-2/konspekt-deiatelnosti-myte-kukolnoi-posudy/
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-trudovomu-vospitaniyu-vo-vtoroi-mladshei-grupe-myte-kukolnoi-posudy.html