Лебедева Елена Станиславовна, воспитатель, МБДОУ № 50, Ивановская обл., г. Кинешма
(«Будем с лесом мы дружить — охранять его, любить!»)
Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев; формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия ; учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева.
Задачи.
«Познавательное развитие»
1.Расширять знания детей о лесе .
2.Дать детям новое понятие –хвойные деревья , их значение для человека и животных.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать у детей потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности.
- Формировать уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать товарища, (не ссориться, обращаться за помощью).
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Использование музыкального сопровождения в играх.
2.Использование иллюстративного материала в познавательной беседе , графической схемы строения дерева .
«Физическое развитие»
1.Побуждать детей к двигательной активности ( физкульт. минутка), проведение пальчиковой гимнастики, массаж дарами природы (шишками).
«Речевое развитие»
1.Развивать связную речь .
2.Закреплять умение внимательно слушать и отвечать на вопросы.
4.Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
Материалы и оборудование:
Графическая схема строения дерева, картина с изображением леса , игрушка Лесовичок, корзинка, веточки хвойных деревьев (ели, сосны, лиственницы) , проектор, магнитофон, шишки сосны и ели (на каждого ребенка – шишки сосны).
Ход нод.
Здравствуйте , гости дорогие !Ребята, давайте поздороваемся со всем ,что находится вокруг нас.
Приготовили пальчики; Здравствуй солнце золотое! Пальцы левой руки поочередно соединяются с пальцами правой. Здравствуй небо голубое , Здравствуй солнечный денек! Здравствуй милый мой дружок .
Мы живем в родном краю Всех мы вас приветствуем. Все пальцы соединяются в замок руки вверх.
Ребята ,а кто скажет где мы живем? – г. Кинешма Правильно мы с вами живем в небольшом старинном городке Кинешма. Он расположен на берегу реки Волги.
Обойди хоть сто дорог , Обогни планету Невелик наш городок , А красивей нету .
Вокруг Кинешмы множество лесов.
Солнце глазки открывает,
Лес притихший оживает,
Дверь лесную отворим,
С лесом мы поговорим.
Что такое лес? Ответы детей.
Правильно! Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц. КАРТИНКА.
Как богат зеленый лес! Сколько в нем живых чудес-
Птицы, ягоды, грибы, сосны, ели и дубы,
И полянки, и опушки, зеркала лесных озер,
И пугливые зверушки, и цветов живой ковер!
Какие растения живут в царстве лесном ?
А как же мы их назовем? Ответы детей(деревья кустарники и травы)
Это деревья, самые большие растения.
А какие деревья вы знаете?(Ответы детей)
А деревья вроде все разные – но они ребята все же похожи. У дерева есть ствол ветки и корни . (схема -картинка )
Что такое дерево? Как оно растет? Кто все части дерева верно назовет?
Ответы детей. Инд. работа.
Обобщение ответов воспитателем.
А теперь давайте повторим строение дерева.(физкульт.минутка)
(в кругу с детьми)
Есть у дерева крепкие корни.
Глубоко схоронились в земле: -наклоны
Чтобы дерево крепко стояло,
Чтобы ветки и листья питаться могли. -потягивание
Есть ствол, а на стволе кора: -обхватили плечи руками
Если жара – укроет она,
Ну а если сильный мороз – — гладят по бокам
Кора защитит, чтобы ствол не замерз.
Словно руки там и тут -руки в стороны
Ветки от ствола растут!
Этих веток очень много,
Может даже миллион!
Листья звонкие на ветках -трясут кистями рук
Шелестят со всех сторон!
Сюрпризный момент.
Слышите, кто-то идет.
Есть на свете старичок Старичок — Лесовичок Носит он из пестрых листьев Разноцветный колпачок. Сапоги берестяные , Шаровары расписные Сам- он в алом армяке. Посошок в его руке . Как по узеньким тропинкам Ходит – бродит по травинкам Старичок-Лесовичок — Разноцветный колпачок . Каждый день и в дождь , И в зной Сторожит он мир лесной.
Ребята, а кто это к нам пришел/?- старичок- лесовичок -Я ребята старичок — старичок — лесовичок 200 лет в лесу живу , Все про лес вам расскажу .
Живу в лесу я издавна Слежу за лесом пристально. Лес не только для забавы , Лес-богатство всей страны Все деревья в нем и травы Нам на пользу взращены .
Слышал я что вы про деревья лесные разговор ведете . Я все деревья в лесу знаю Всех их от злых людей да пожаров лесных охраняю Все деревья в лесу я люблю Но к тем кто зимой и летом одним цветом –особую страсть таю.
-Ребята ,о каких это деревьях Лесовичок говорит? Давайте- ка отгадку в его корзинке поищем.
А там что-то лежит. Кто хочет определить, что это? Только громко не говорите, шепните мне на ушко.
Дети отвечают.
Загадка: Стоит красавица в зеленом платьице.
До нее дотронешься — ой, уколешься.
(Ель)
Так что же в корзинке? А давайте посмотрим.
Веточки каких деревьев вы видите, хвойных или лиственных?
(ответы) Почему они так называются?
Рассмотрим веточку ели. Потрогайте веточку, какие у нее хвоинки? (короткие и очень колючие)
Хвоинки — это листочки, только узкие, в виде иголочек. Иголочки у ели сердитые, друг с другом не дружат, каждая живет отдельно. А вот и шишки ели. Рассмотрите их внимательно.
Воспитатель: Вот веточка сосны. Чем она отличается от веточки ели? (иголочки длинные и соединены попарно — дружат друг с другом)
Посмотрите на картинку, чем отличается сосна от ели ? (у ели -веточки растут вниз) Это потому, что ель любит тень , а сосна всегда тянется к солнцу(веточки растут вверх). А шишки у сосны вот какие.
Сосны до небес хотят дорасти,
небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течении года ясной стояла погода..
Массаж дарами природы (шишки сосны)
-Катаем по своим ладошкам и ручкам.
Возьмите и положите на руку шишку. Ребята вы видели на ладони целый лес много-много деревьев? А ведь именно у вас на руке целый лес . В шишках находятся семена и если их посадить , то из них вырастут сосны — много-много –целый лес.
Игра с использованием мимики и жестов «Дерево и семена» .
Давайте представим, что я – дерево, а вы мои крошечные семена. Наступила осень, семена созрели.
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны.
Весною вас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастете зеленым ростком
И мама помашет зеленым листком.
Из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Пройдет время, и вы станете большими деревьями. Вот такими!
А вот удивительная веточка (лиственница с желтыми хвоинками). Это дерево хвойное, но осенью хвоинки у него желтеют и опадают, как у лиственных деревьев. Вот про нее загадка: «Стоит елочка, но без иголочек».
Лиственница – самое крепкое дерево в нашем лесу. Из него делали раньше корабельные мачты. А дом, построенный из лиственницы, может простоять двести лет.
Старичок. -Ребята ,а вы говорили когда нибудь с лесом? А давайте, поиграем.
Игра «Эхо» .
Эхо лесное спросить я могу? -Ау,ау,ау. -дети Куда это листья лесные пропали? -Опали, опали ,опали . -дети Цветы лесные, а вы что пропали? -Завяли, завяли , завяли . -дети Птички-певички давно ли вы пели? -Они улетели, они улетели -дети Лягушки и жабы куда подевались? -Они закопались, они закопались -дети Белки и зайцы про вас мы не знаем. -Мы шубки меняем, меняем ,меняем -дети. Так что же случилось, мы тебя спросим? -Пришла сюда осень, осень ,осень -дети.
Как вы думаете, зачем нам лес? Ну, взяли бы, да срубили все, да дома построили?
(ответы детей) -Лес очищает воздух, лес-это красота. Лес-это дом для различных животных и птиц. Лес нужен человеку. (Зачем?)
ЛЕСОВИЧОК — Не зовите докторов вы из поликлиники! Лучше всяких докторов рощи и малинники! Лучшие таблетки — еловые ветки Надо в лес ходить гулять ,чтоб лекарство не глотать!
Лес-богатство нашего края. Его надо беречь и охранять.
Нет ничего милее бродить и думать здесь Излечит, обогреет ,накормит русский лес. А будет жажда мучить –то мне Лесовичок , Средь зарослей колючих ,покажет родничок . Жизнь кажется иною и сердце не болит, Когда над головою ,как вечность ,лес шумит.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
-Будем с лесом мы дружить-
Охранять его, любить!
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- Консультация для воспитателей по теме «Труд в природе» (RANDOM - 50%)