Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу»

Попова Эльвира  Ивановна, детский сад «Радуга», Республика Марий Эл

Цель: научить родителей группы воспитывать у детей любовь к природе и родному краю

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады Вам, рады, что Вы откликнулись на наше предложение пообщать­ся, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.

Как Вы считаете, что такое семья и чем является она для человека?

Семья — это самое дорогое и родное, что есть у каждого челове­ка. «Семья — это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро»,— говорил В.А. Сухомлинский. Семья для ребенка — это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Семье принадлежит ведущее место в развитии ребенка, поэтому и в вос­питании ребенка приоритет, бесспорно, принадлежит семье.

Детство, самый благоприятный период для развития всех ка­честв личности ребенка. Уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсег­да останется с родителями. А вот когда ребенок вырастет, кого увидят состарившиеся родителя рядом с собой: доброго, заботли­вого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего  зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить».

Родители должны определить для себя цели воспитания, каким они хотят видеть своего ребенка?

Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми. Интервьюирование родителей. (Звучит спокойная музыка.)

За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические пробле­мы, угрожающие здоровью и жизни людей.

Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причины?

— Загрязнение окружающей среды.

— Сокращение площади лесов.

— Опустынивание почвы, ее засорение.

— Изменение климата.

— Озоновые дыры.

С этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и литания

Какой же выход из сложившейся ситуации, что надо делать?

(высказывания родителей)

Сегодня от нас с Вами зависит дальнейшее существование жизни на земле.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней, ориентации на доброе и прекрасное, что в ней заложено.

Русская природа. Эти слова сразу же вызывают в памяти каж­дого человека разнообразные картины: это и стройный сосновый лес, веселая березовая роща, заливные луга, золотые хлебные поля.

Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.

В наставники себе я взял природу —

Великую из всех учителей.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность все­сторонне развивать ребенка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, со­переживанию, воспитывая желание помогать делом.

У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, спра­ведливости.

— Как же приобщать ребенка к родной природе?

—  Как развивать у  него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и  бережное отношение?

 Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой… Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.

Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете ведь трудно прожить  без трех вещей: искусства, любви и воспоминаний. Об этом же  говорил педагог Я. Корчак: «Воспитание чистых и благородных  чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями».

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

— Что, прежде всего нам поможет? (ответы родителей)

-Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой со­знательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. При этом помните, что чувства — первооснова отно­шений.

— А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях?

(ответы родителей)

Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться в меру своих возможностей к ее защите, помогая ей, например, в зимний период — подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев. Весной — развешивая скворечники. Осенью — со­бирая корма для птиц и т.д.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все но­вое, неизведанное. Открытия у него каждый день, он познает — познает окружающий мир. Возрастает его любознательность, инте­рес к незнакомому, который проявляется в его постоянных воп­росах.

Каждый ребенок — исследователь по своей природе. Те вопро­сы, которые задают нам дети, всего лишь малая часть их нерешен­ных «проблем». Посмотрите карманы ребенка, чего там только нет: круглая речная галька, птичье перышко, кусочек сосновой смо­лы… Вот и выходит, что все эти собранные ребятами «драгоценно­сти» — своего рода овеществленные «почему», «зачем», «как».

Пока не угасли искры в глазах маленьких исследователей, пока не утрачен интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помочь ребенку открыть как можно больше тайн живой и неживой природы.

— Как Вы думаете, хорошо или плохо, если дети задают вопросы?

Детские вопросы говорят о высоком уровне развития ребенка. Если дети их задают, значит, Вы сумели их заинтересовать. Вопро­сы не только помогают детям увидеть и познать мир, но и обога­щают ум неожиданными открытиями.  Ребенок должен приходить к нам с вопросами, а наша задача — эти вопросы вызывать. Дети обычно задают очень много вопросов о природе.

— Нужно ли сразу на них отвечать, как Вы поступаете? (выска­зывания родителей)

Иногда полезно «схитрить», сказав, что Вы не знаете ответа. Возможно, даже ответить неправильно, если уверены, что ребе­нок знает ответ, так как его правильный ответ доставит ему удо­вольствие. Можно предложить ребенку понаблюдать за явлением и найти ответ.

— Задает ли ребенок Вам вопросы? Как часто? (ответы родителей)

Предлагаю и Вам ответить на ряд вопросов.

— Для чего зверям нужны хвосты?

— У какого зверя в листопад появляются детеныши?

—  Чьи листья опадают осенью зелеными? (ольха, сирень)

—  Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

— Какие птицы зимой выводят птенцов и почему?

— Хорошо, если во время наблюдения за погодой Вы используете народные приметы. Знакомство с приметами дает возможность сде­лать вывод, насколько наблюдателен наш народ, как умел приме­чать все в природе. Наша задача — донести, удивить, вызвать жела­ние определять погоду с помощью многочисленных ‘природных барометров.

— Какие приметы Вы сами знаете?

— Знакомите ли с ними детей?

Среди большого разнообразия природных объектов дети часто те­ряются, они плохо в них ориентируются, не запоминают названия.

— Каким образом можно помочь детям? (высказывания родителей)

Зная о том, что ведущий вид деятельности дошкольников — игра, — это можно решить с помощью таких игровых приемов, как загадывание загадок и отгадывание по описанию. Сочиняя свои загадки, песенки, стихи. Подбирая сравнения и эпитеты к природ­ным явлениям. Читая дополнительно познавательную литературу и используя поэтическое слово. Организуя совместный просмотр те­левизионных передач о природе. Играя дома в настольные игры природоведческого содержания, предоставляя возможность ребенку рисовать и лепить, выполнять аппликацию, мастеря вместе с ним поделки из природного материала.

Для развития экологической культуры дошкольника необходи­мо воздействовать на эмоциональную сферу личности, формируя нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства по отно­шению к природе.

Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Решение родительского собрания

  1. Организовывать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.
  2. Использовать летний период для выезда за город и ознаком­ления детей с природой родного края.
  3. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.
  4. Предоставлять детям возможность в рисовании, лепке, апп­ликации отражать свои впечатления, полученные от общения с природой.
  5. Собрать в группе фотоальбом «Природа и дети!» (срок)
  6. Провести конкурс рисунка «Рисуем природу вместе с ребен­ком».

Литература.

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания
  2. Электронный ресурс. Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/06/vospitanie-lyubvi-k-rodnoy-prirode-v-seme