Интегрированное занятие по ФЦКМ «В мире насекомых»

Зеленова Елена Александровна, г. Бор.

Общие цели: Дать представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде. Закладывать основы экологического воспитания. Расширять словарь. Воспитывать бережное и осторожное отношение к насекомым, старание, аккуратность.

Материалы и пособия: предметные картинки «Насекомые», картинки или листы с графическими заданиями к игре «Где, чей домик», магнитная доска, магнитики, маркеры разных цветов, листы бумаги с контурами бабочки, фломастеры, аудиозапись « Бабочка» Э. Грига.

Интеграция: познание( ФЭМП), коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, художественное творчество, музыка.

  1. Организационный момент.Стоя, Игровая ситуация «Подберем рифму».

— Восемь ног, а может, рук

Бойтесь, мухи, я -…(паук).

-Описав над полем круг,

Сел на травку майский (жук).

-Лесные жители, мудрые строители.

Без работы- хоть убей!

Жить не может…(муравей).

-Целый день жужжит на ухо

Надоедливая…(муха).

— Мед в свой улей принесла

Полосатая….(пчела).

-Над лужайкою полет

Совершает вертолет.

И глядит во все глаза.

Кто же это? (стрекоза).

— Назовите этих животных одним словом (насекомые).

-« Мы знаем много названий насекомых…». (Дети говорят названия, а воспитатель «складывает» их в «корзинку»).

-Игровое упражнение « Самый» (ответы на вопросы).

  1. Какие насекомые самые дружные, трудолюбивые? Почему ты так решил?
  2. Какие насекомые самые полезные и почему?

3.Какие насекомые самые красивые?

4.Какие насекомые самые вредные и почему?

-Игра « Поймай комара» (прыжки на двух ногах с хлопками над головой.

Комары летают, вьются,

И нам в руки не даются.

Скачем с самого утра

Ловим, ловим комара. (дети садятся).

  1. Расскажем и покажем. Загадка:

— Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда Хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.   (жук).

-Вот на лугу среди травы слышно громкое: « Ж-ж-ж». Это майский жук прилетел, сел на листок, спрятал тонкие крылышки под жесткий панцирь, сидит и усами шевелит. Описание пальчиковый игры «Жук». (левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний пальцы –это усы жука. Шевелить «усами» и жужжать. Показать детьми.

Загадка: Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.   ( бабочка).

— А вот порхает бабочка-красавица. Крылышками машет, над цветочком пляшет. Села бабочка на цветок, крылышки сложила- ее и не видно. (описание пальчиковой игры «Бабочка»- раскрывает и складывает крылышки. Соединить ладони у основания, произносится звук «Ш»- шелестит крылышками).

Загадка: Не зверь, не птица-

Нос, как спица.

Летит пищит, сядет- молчит.

Кто его убьет, свою кровь прольет. (комар).

Пальчиковая игра «Комар». Описание: сжать руку в кулак, выставить указательный палец – это хоботок комара, двигать руку вперед, длительно произнося звук « З».

-Не кусайся, комар! Опасайся, комар! Кто-то ползет, тебя убьет!

Загадка: Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг.

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк.   (паук).

Описание пальчиковой игры «Паук». ( широко развести и поставить на стол все пять пальцев- это ноги паука. Мелкими шажками «идти» пальцами по столу, одновременно произнося звук «С» -так паук тянет паутину.

Загадка: На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик).

— А вот кузнечик стрекочет, ускакать хочет. Описание пальчиковой игры «Кузнечик».( собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол. Произнести звук « Ц», быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть.

  1. Где чей домик?

— Ой, мне на ладошку  упала капля. Вместе с детьми читается стихотворение, одновременно выполняются соответствующие движение.

Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку.

Льется, льется: «Ой, ой, ой! Побежали все домой!»

-Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля дождя кажется огромной –в ней и утонуть можно. Надо насекомых- малышам скорее прятаться по домам. Помогите им, ребята, пожалуйста.

Дети или у доски, или на листах бумаги индивидуально выполняют задания: провести дорожки к домикам, соединяя цифры от 1 до 5. 4.Посчитаем у насекомых крылышки, ноги, усики, глазки. 5.Воспитатель читает стихотворение о насекомых.

Жук качался а травинке,

Крылья гладкие на спинке.

-Всех я знаю на лугу,

Познакомить вас могу!

Вот кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва-

Он зеленый, как трава.

Вот две бабочки летят.

Рассказать они хотят,

Что вчера еще в траве

Жили гусеницы две.

Вот трудяга муравей-

Всех сильней и здоровей!

Он строитель и затейник,

Строит в чаще муравейник.

Рядом с речкой- стрекоза-

Непоседа, егоза.

Как веселый вертолет,

Отправляется в полет.

Добродушно, спрятав жало,

На цветке пчела жужжала,

В шубку теплую одета.

Ей не жарко, хоть и лето.

Как у божьей у коровки

Крылья- пестрые обновки.

Гладкие, атласные,

Яркие да красные.

— О каких насекомых это стихотворение? Сколько их?

-Чем отличаются и чем похожи пчела и стрекоза, жук и муравей, кузнечик и божья коровка, бабочка и стрекоза?

— Упражнение «Сколько их?»

Продолжите рассказ: «Обрадовались насекомые первым весенним солнечным лучам, вышли и вылетели из своих домиков- запели, зажужжали, застрекотали на все голоса. Так их много на лугу, что мне и не сосчитать. Помогите, ребята!»

-Один комар звенит один раз: «з», а два комара звенят вот так: «з-з»- два раза.(Произнося звукоподражания за двух комаров, загните два пальца на левой руке указательным пальцем правой руки).

-Один жук жужжит: «ж», а три жука жужжит: «ж-ж-ж». (Загните три пальца).

— Один кузнечик стрекочет: «ц», а пять кузнечиков: «ц-ц-ц-ц-ц». (Загните пять пальцев).

-Одна бабочка шелестит крылышками: «ш», а четыре бабочки: «ш-ш-ш-ш». (Загните четыре пальца).

Дать детям задание: слушать внимательно и считать, сколько и каких насекомых радуются хорошей погоде.

Например, произносится «з-з». Кто пел песенку? Сколько их? (бабочки последние).

— Под музыкальную композицию Э. Грига «Бабочка» дети раскрашивают силуэт бабочки.

—Подведение итогов, оценка работы детей.