Классный час для 5 класса, посвящённый празднованию «Широкой Масленицы»

Гриднева Алина Теймуразовна, Тьютор, МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1»

Тема: классный час для 5 класса, посвящённый празднованию «Широкой Масленицы».

Цель внеклассного мероприятия: воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям и народному фольклору.

Задачи внеклассного мероприятия:

  • развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся;
  • воспитание доброты, уважительного отношения к другим;
  • сплочение классного коллектива, активизация культурного досуга школьников.

Оформление:

  • репродукция Б. М. Кустодиева «Масленица», рисунки учащихся;

Оборудование:

  • ленты для конкурса «Три ноги»;
  • верёвки и мел для конкурса «Самый завидный жених»;
  • колокольчик;
  • чучело Зимы;

Домашнее задание:

  • подготовить блины;
  • выучить частушки, поговорки и пословицы про Масленицу.

Ход урока

Учитель:   Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком вы  узнаете, когда послушаете такие строки:                        Как на этой на неделе из печи блины летели.

С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!

С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!

Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.

Ученица (читает доклад): Масленица — древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия (20или 21 марта), когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей.

Учитель: Каждый день масленичной недели назывался по особенному.

Ученик 1: Понедельник – встреча — делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня,  дети каждый день катались с гор.

Ученик 2: Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

Ученица 3: Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.

Ученица 4: Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.

Ученик 5: Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.

Ученик 6: Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.

Ученица 7: Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье,  просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя.

Учитель: И так, ребята, проводы Зимы по традиции сопровождались народными гуляниями. Так давайте не будем отходить от этих традиций и сыграем в игру!

Конкурс 1. «Три ноги»

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на » трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Учитель: Ребята, вам понравилось играть? Хотите ещё?

Ученики: Да!

Учитель: Тогда продолжим! Наверняка каждый из вас знает пословицы и поговорки или частушки о Масленице. Ваша задача называть их по очереди. Кто назовёт больше, тот и победит!

Конкурс 2. «Пословицы и поговорки о Масленице».

Дети по очереди рассказывают пословицы и поговорки про масленицу. А также называют предметы и вещи, которые подходят к масленице. Кто назовет больше, тот побеждает.

Учитель: Молодцы ребята! Давайте продолжим наши Масленичные гулянья! Напомните мне, как в народе называли Вторник Масленичной недели?

Ученики: «Заигрыш».

Учитель: Совершенно верно!  Исторически сложилось, что этот день сводился к сватовству, поэтому Вторник проводит «Петушиные бои» для мальчиков.

Конкурс 3. «Самый завидный жених».

Необходимо очертить круг диаметром 1 м. Двум участникам завязывают сзади руки. Прыгая на одной ноге, игрок должен вытолкнуть соперника за границу круга или лишить его равновесия. Чемпион получит звание «Самый завидный жених».

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам устроить настоящую эстафету в мешках!

4-й конкурс: «Бег в мешках»

С помощью жеребьёвки ребята делятся на 3 команды, их задача пробежать по очереди в мешке вокруг стула, выиграет та команда, которая пробежит первой.

Учитель: И так ребята, я думаю вы все вдоволь нарезвились! Настал самый приятный и вкусный момент нашего сегодняшнего праздника —  поедание блинов! Всех попрошу пройти к столу, приятного аппетита!

Учитель: Ну что ребята, настало время нам проводить Зиму!

( сжигают Чучело Зимы)

Учитель:  А чтобы она на следующий год пришла, по традиции давайте споём песню:

                 Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!

                 Масленица, воротись! В новый год покажись!