Гриднева Алина Теймуразовна, Тьютор, МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1»
Тема: классный час для 5 класса, посвящённый празднованию «Широкой Масленицы».
Цель внеклассного мероприятия: воспитание уважения к русским народным обычаям, традициям и народному фольклору.
Задачи внеклассного мероприятия:
- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся;
- воспитание доброты, уважительного отношения к другим;
- сплочение классного коллектива, активизация культурного досуга школьников.
Оформление:
- репродукция Б. М. Кустодиева «Масленица», рисунки учащихся;
Оборудование:
- ленты для конкурса «Три ноги»;
- верёвки и мел для конкурса «Самый завидный жених»;
- колокольчик;
- чучело Зимы;
Домашнее задание:
- подготовить блины;
- выучить частушки, поговорки и пословицы про Масленицу.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком вы узнаете, когда послушаете такие строки: Как на этой на неделе из печи блины летели.
С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!
Угощайся, угощай! Всем блиночков подавай!
С пылу с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте!
Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси. Правильно Масленица.
Ученица (читает доклад): Масленица — древний славянский праздник, который пришёл из языческой культуры. До 16 века этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия (20или 21 марта), когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега. Открываем словари запишем новые слова: В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины (отсюда и выражение «первый блин комам т. е. медведям. А в 16 веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы и православный праздник стал называться сырной или мясопустной неделей.
Учитель: Каждый день масленичной недели назывался по особенному.
Ученик 1: Понедельник – встреча — делали куклу Масленицу наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Ученик 2: Вторник – заигрыш – дети и взрослые ходили от дома к дому поздравляли с праздником и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.
Ученица 3: Среда – лакомка – в этот день тёщи приглашали зятьёв на блины. С этого дня катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга целыми семьями.
Ученица 4: Четверг – широкий, разгуляй – четверток – в этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, строили снежные городки, катались с гор на санях, лыжах, ряженые веселили народ, угощались блинами.
Ученик 5: Пятница – тёщины вечера – тёща приглашала на блины зятя со всей семьёй. А молодёжь всю ночь веселилась: пели песни и плясали.
Ученик 6: Суббота – проводы масленицы – куклу Масленицы провозили под руки из одного конца деревни в другой. Шла большая толпа ряженых все пели. Шутили, плясали.
Ученица 7: Воскресенье – прощённый день – это были проводы масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. Многие думают, что сжигают чучело масленицы, но это не так, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают! А пепел развевали над полями – «богатый урожай». Просили прощения и прощали друг другу все обиды. В прощённое воскресенье, просили прощения даже если никого не обидели и у незнакомых тоже. Так заканчивалась масленичная неделя.
Учитель: И так, ребята, проводы Зимы по традиции сопровождались народными гуляниями. Так давайте не будем отходить от этих традиций и сыграем в игру!
Конкурс 1. «Три ноги»
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на » трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Учитель: Ребята, вам понравилось играть? Хотите ещё?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда продолжим! Наверняка каждый из вас знает пословицы и поговорки или частушки о Масленице. Ваша задача называть их по очереди. Кто назовёт больше, тот и победит!
Конкурс 2. «Пословицы и поговорки о Масленице».
Дети по очереди рассказывают пословицы и поговорки про масленицу. А также называют предметы и вещи, которые подходят к масленице. Кто назовет больше, тот побеждает.
Учитель: Молодцы ребята! Давайте продолжим наши Масленичные гулянья! Напомните мне, как в народе называли Вторник Масленичной недели?
Ученики: «Заигрыш».
Учитель: Совершенно верно! Исторически сложилось, что этот день сводился к сватовству, поэтому Вторник проводит «Петушиные бои» для мальчиков.
Конкурс 3. «Самый завидный жених».
Необходимо очертить круг диаметром 1 м. Двум участникам завязывают сзади руки. Прыгая на одной ноге, игрок должен вытолкнуть соперника за границу круга или лишить его равновесия. Чемпион получит звание «Самый завидный жених».
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам устроить настоящую эстафету в мешках!
4-й конкурс: «Бег в мешках»
С помощью жеребьёвки ребята делятся на 3 команды, их задача пробежать по очереди в мешке вокруг стула, выиграет та команда, которая пробежит первой.
Учитель: И так ребята, я думаю вы все вдоволь нарезвились! Настал самый приятный и вкусный момент нашего сегодняшнего праздника — поедание блинов! Всех попрошу пройти к столу, приятного аппетита!
Учитель: Ну что ребята, настало время нам проводить Зиму!
( сжигают Чучело Зимы)
Учитель: А чтобы она на следующий год пришла, по традиции давайте споём песню:
Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!
Масленица, воротись! В новый год покажись!
- Классный час «Вам, неизвестные солдаты, посвящаем…» (50%)
- Коррекционно-развивающее занятие на тему: «В стране гномов». (50%)
- Воспитательский час по теме: «Познавательная игра «Удивительная страна знаний!» (50%)
- Коррекционно-развивающее занятие по теме: »У солнышка в гостях» (50%)
- Сценарий спортивного мероприятия для учащихся I ступени обучения, посвященный Дню защитника Отечества: «Папины сыночки» (50%)
- Сценарий праздника : «Осень – чудная пора» (RANDOM - 50%)