Проект «Хочу всё знать»

Абумуслимова Р.Б.

 детский сад №56 «Северяночка», г. Нижневартовск

Проблема

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения  в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему в нашем детском саду была организована работа в этом направлении.

Актуальность

Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств.  Автомобили  паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,  нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. Маленький ребенок может действовать парадоксально: услышав сигнал, испугаться и побежать или закрыть уши и зажмуриться. Самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов – переход проезжей части детьми вне пешеходного перехода. Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Поэтому с  дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования,  педагоги  МБДОУ детского сада №56 Северяночка»  особое внимание уделяют подготовке воспитанников к нестандартным ситуациям на дорогах.  Но как? Этот вопрос мы поставили перед собой в начале работы над долгосрочным проектом «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ».

Участники проекта:  дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.

Задачи

Образовательные:

  • Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде
  • Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах

Развивающие:

  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
  • Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения
  • Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов

Краткая аннотация проекта

В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения, обучение дошкольников осознанному поведению на дорогах,  умение  самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделение зоны повышенной опасности и правил поведения в них.  Реализация проекта осуществляется через образовательную деятельность (конструирование, изобразительная деятельность, экскурсии, познавательная деятельность), совместную деятельность взрослого и ребенка (сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения, беседы, викторины, досуги), встречи с инспектором ГИБДД.

Этапы  реализации проекта «Хочу все знать»

Подготовительный  этап:

  • Подбор материала по Правилам дорожного движения.
  • Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных  ситуациях.
  • Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история»,  М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города»,  «Просто это знак такой…», «Постовой»,  «Продуктовая машина»,  Н. Носов «Автомобиль»  и т.д.
  • Изготовление дидактических игр по ПДД: «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери знаки», «Угадай-ка».
  • Разучивание подвижных игр: «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт», «Красный, жёлтый, зеленый».
  • Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».

Основной этап работы:

  • Мониторинг
  • Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
  • Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД
  • Решение игровых ситуаций
  • Рисование «Моя улица»
  • Аппликация «Перекресток»
  • Конструирование «Улица нашего города»
  • Просмотр видеоматериала «Уроки осторожности с тетушкой Совой»
  • Проведение бесед на тему: «Твой приятель – светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улицы города», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Мы – пассажиры», «Мы – пешеходы», «Основные части улицы»
  • Просмотр презентаций «Изучаем ПДД»
  • Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»
  • Оборудование детского игрового центра «Азбука дорожного движения»
  • Изготовление атрибутов к сюжетно–ролевым играм: «Дорожное движение», «Инспектор ДПС», «Автошкола», «СТО»
  • Изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал)
  • НОД «Светофор», «Азбука дорожного движения»
  • Проведение с воспитанниками тематических развлечений: викторина «Дорожная азбука», «Пешеход на улице», досуг «Посвящение в пешеходы»
  • Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице», «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма»,                       «Родителям – о безопасности дорожного движения»,                          «Автокресло – детям»

Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил дорожного движении среди родителей:

  • анкетирование
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД
  • консультационный материал
  • папки-передвижки
  • презентация «Опасности на дороге»
  • выступления на родительском собрании «Ребенок и дорога».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • центр «Азбука дорожного движения» для дошкольников
  • центр «Светофорик» для родителей
  • наглядный материал (транспорт различного функционального назначения, настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД,  плакаты, иллюстрации, дорожные знаки, сюжетные картинки с изображением ситуаций на дорогах, атрибуты для сюжетно-ролевых  игр «Дорожное движение», «Инспектор ДПС» «Автошкола», «СТО», видеокассеты по ПДД)
  • библиотека «Школа тётушки Совы»
  • презентация «Изучаем ПДД», «Опасности на дороге»

Систематическая и последовательная деятельность  позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности дошкольников и уровень их психического и физического развития, а также воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
  • знание правил дорожного движения,  умение применять эти знания в дорожных ситуациях
  • умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
  • умение свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая часть,  тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
  • повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
  • инсценировка сказки «Мишка на посту» для детей младшего возраста

Список используемой литературы

 

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Основы безопасности детей дошкольного возраста:  Просвещение, 2007
  2. К.Ю.Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010
  3. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева  Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
  4. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: «Детство-пресс», 2008
  5. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  6. Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения подготовительная группа. —  Волгоград, « Корифей», 2009
  7. Ф.С. Майорова  Изучаем дорожную азбуку. — М.: «Издательство Скрипторий» 2005