Социальная активность

Абумуслимова Ракуя Багадиновна, воспитатель МДОУ «Детский сад №56 «Северяночка» г. Нижневартовск.

 

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

«Социальная активность»

  1. Пояснительная записка

Современная ситуация в российском обществе характеризуется повышением актуальности проблемы восстановления и развития общечеловеческих ценностей в сфере образования. В системе дошкольного образования в настоящее время происходят изменения содержания воспитания детей. Это связано не только с социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе, но и с увеличением числа новых типов дошкольных образовательных учреждений, применением вариативных программ развития и воспитания дошкольников и введением в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования. Процессами преобразования современного общества обусловлена также проблема социальной активности детей дошкольного возраста, что связано с содержанием воспитания подрастающего поколения в целом.                          Социальная активность  дошкольника это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для адаптации индивида к социуму, осуществляемом во взаимодействии педагогов детских садов и родителей.

Задачами социальной активности дошкольников являются:                       

— формирование представлений о социальном мире и о самом себе;

— воспитание социальных чувств;

— воспитание активной позиции;

— формирование представлений о себе, окружающих людях, профессиях, природе, рукотворном мире.

 

Цель программы: развитие социальной активности дошкольников старшего возраста.

Задачи программы:

  1. Повышение уровня самостоятельности детей дошкольного возраста.
    2. Развитие умения действовать в команде, распределять роли.
    3. Повышение уровня социальной активности дошкольников.

 

Принципы работы по программе:

– соблюдение этики;                                                                                                – принцип диалогизации взаимодействия (равноправное, межличностное общение, основанное на доверии и открытости участников);

– принцип постоянной обратной связи (непрерывное получение ведущим информации от членов группы с целью своевременной коррекции занятий в рамках программы);

– принцип контроля (оценка эффективности получения знаний по программе);

единства диагностики и коррекции: отражает целостность процесса оказания социально – педагогической помощи и реализуется в 2-х аспектах;          – принцип приоритетности коррекции казуального типа: работа с причинами трудностей ребенка позволит избежать неблагополучия в его социальном развитии;

– деятельностный подход: работа социального педагога осуществляется в контексте той или иной деятельности. В нашем случае – в ходе игровой деятельности старшего дошкольника;

– индивидуализация обучения – преодоление обезличенности, индивидуальный темп продвижения воспитанников, учет их особенностей и проблем);
– системность воспитания (соответствие целей, содержания, форм, методов, средств, оценки результатов воспитания);

– совместная деятельность специалистов и родителей;                                        – принцип элективности обучения (предоставление воспитаннику определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени, оценивания результатов обучения).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Упражнения разбиты на блоки по задачам, которые определяют содержание программы.

 

Этапы реализации программы:

  1. Вводно-диагностический – проводится анализ результатов диагностики и в соответствии с выявленными проблемами ставятся задачи программы, определяется ее содержание, формулируются принципы и результаты работы;
  2. Реализация программы;  3. Итогово-диагностический: на данном этапе подводятся итоги занятий, а также анализ педагогической деятельности.
  3. Учебно-тематический план реализации программы.
Тема блока Тема сюжетно-ролевой игры Количество занятий
I блок. «Мир социальных отношений.» «Дочки-матери» 3
«Семья» 3
«В гости» 2
«Детский сад-школа» 3
«Встречаем гостей» 2
II блок. «Профессии» «Магазин» 2
«Парикмахерская» 2
«Больница» 2
«Строители» 2
«Путешественники» 2
«Моряки» 2
III блок. «Культура» «День рожденья – день варенья» 2
«Мы идем в театр» 2
«Музыкальный центр» 3-5
«Цирк» 2

 

Тема блока Тема сюжетно-ролевой игры Количество занятий
I блок

«Мир социальных отношений»

«Дочки-матери»  
II блок

«Профессии»

   
III блок

«Культура»

   
     
     
     
     

 

  1. Содержание программы

В ходе реализации программы могут быть проведены занятия по темам:

         I блок – «Мир социальных отношений»

         Цель: формирование чувства групповой принадлежности.

         Задачи:

  1. Познакомить детей с социальными ролями в моделируемых ситуациях.
    2.Определение с детьми гендерных различий.         3.Обсуждение отношений в группе.                                                                         4. Формирование умения создавать сюжетно-ролевую игру, включающее умения придумывать сюжет, определять и распределять роли, разрабатывать правила игры, уметь управлять ее ходом.

         II блок – «Профессии»

         Цель: знакомство с профессиями.

         Задачи:                                                             

  1. Ознакомление с миром профессий.  2. Обсуждение поведения носителей той или иной профессии.  3. Создание сюжетно-ролевых игр на основе этих знаний.

         III блок – «Культура»

         Цель: Знакомство с культурой общения, поведения.

         Задачи:

  1. Расширение знаний о правилах поведения.  2. Формирование представлений о культуре общения.  3. Формирование навыков творческого использования в играх представлений об окружающей жизни.

Количество занятий – 10, продолжительность – 30 мин.

        

Этапы организации сюжетно-ролевой игры:

  1. Подготовительная часть: Цель этой части занятия – настроить группу на совместную игру, установить эмоциональный контакт между всеми детьми. Обсудить сюжет игры, распределить роли.
  2. Основная часть: организация сюжетно-ролевой игры. Развертывание сюжета игры. Организация взаимодействия детей в игре, как взаимодействие между членами группы, так и в игровых ролях.
  3. Подведение итогов. Целью этой части является создание у каждого участника игры чувства принадлежности к группе и закрепление положительного опыта взаимодействия в игре, эмоций от игровой деятельности, посредством обсуждения игры, обобщение знаний, полученных в игре.

Занятия содержат сюжетно-ролевые игры: “Дочки-матери”, “Семья”, “Магазин”, “Больница”, “Парикмахерская”, “Детский сад-школа”, “Строители”, “Мы идем в театр”, “День рожденья – день варенья”, “Ярмарка народных промыслов” и т.д.