Проект «Снег и лед»

Просвирнова Валерия Валерьевна, старший воспитатель — координатор, автор;

Эйрих Екатерина Александровна — автор

город Орел, МБДОУ ЦРР детский сад № 86 города Орла.

 

Содержательный отчет

по реализации образовательного проекта

«Снег и лед»

 

Содержательная часть.

Введение:

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Вид проекта: фронтальный

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации: 30.01. -09.02.2018 г.

Возраст детей: 7 лет

Участники: воспитатель Эйрих Екатерина Александровна, воспитатель Назарикова Анна Васильевна, старший воспитатель Просвирнова Валерия Валерьевна, педагог дополнительного образования Пожидаева Наталья Анатольевна, инструктор по физической культуре Лукьянова Наталья Николаевна, дети подготовительной «А» группы «Светлячок», родители, гости на эксперименте-дети средней группы «А» «Колобок».

 

Актуальность:Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практико-исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе исследования,  ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям дается возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта:Умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи:снег тает в тепле и превращается в воду, а на морозе вода замерзает и превращается в лед.Развитие любознательности, внимания к природным явлениям.

 

Продукт проекта: Изготовление цветного льда, изготовление Лэпбуков.

 

Цель проекта:Развивать познание детей в процессе экспериментирования.

 

Задачи проекта:

— дети приобретут новые знания об условиях возникновения льда и способах его получения;

— научатся планировать, прогнозировать, моделировать, устанавливать взаимосвязи в природе, что позволит им в будущем рационально строить отношения с природной средой;

— формируют такие личностные качества, как любознательность, ответственность по отношению к природе и человеку;

– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

 

Этапы реализации проекта «Снег и лед».

Подготовительный этап:

  • определение уровня знаний детей по теме проекта.
  • определение цели и задач проекта
  • разработка комплексно-тематического плана работы по теме проекта
  • подбор и изучение познавательной, художественной и методической литературы
  • разработка содержания деятельности

Деятельный этап:

Целевая прогулка «Зима на участке детского сада» для детей 6-7 лет.

Провела:воспитатель Назарикова Анна Васильевна.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: Познакомить детей с деревьями, кустарниками,расположенными на территорииучастка. Расширить знания о признаках зимы. Учить полюбоваться разнообразием зимнего пейзажа, особенностями деревьев и кустарников в зимний период.

Задачи:

Закрепить знания детей о деревьях, животных и птицах — зимой, умение оказывать помощь нуждающимся.

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе.

Умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Доставить детям радость от увиденного.

Значение прогулки:

Расширить представление детей о зимних явлениях.

Роль целевой прогулки в формировании личности воспитанников:

Воспитание бережного отношения к природе.

Методы исследовательской деятельности: рассматривание, сравнение, изучение строения, закрепление элементов строения (ствол, ветви, почки, корни.)

Наблюдение «Белый и пушистый снег» для детей подготовительной группы 6-7 лет.

Провела: воспитатель Эйрих Екатерина Александровна.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно -эстетическое развитие»

Цель:

Закреплять знания детей о времени года.

Задачи:

-Формировать представления о снеге (белый, холодный, пушистый, мягкий, чистый, снежинка).

-Закреплять представления детей о свойствах снежинок (кружатся, летят, подают, таят).

-Воспитывать желание играть вместе.

-Учить ребят рисовать снежинку на снегу.

-Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях, пересекая их в одной точке.

-Приучать детей к посильному труду. Развивать желание играть вместе.

Фронтальный эксперимент «Снег чистый?» для детей 7 лет.

Разработали: старший воспитатель Просвирнова Валерия Валерьевна, воспитатель Эйрих Екатерина Александровна.

Провела:Назарикова Анна Васильевна.

Образовательные области:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

— Актуализировать и дополнять представления детей о снеге и его свойствах, учить применять освоенные знания и умения

— учить делать выводы в процессе экспериментирования.

Аннотация:

В результате наблюдения мнения детей о том, чистый ли снег разделились. Педагог организует обсуждение как узнать, есть ли на участке абсолютно чистый снег. Воспитатель предлагает взять образцы снега в разных местах участка, сделать фотографии этих мест и провести дальнейшую работу в лаборатории группы.

Творческая мастерская «Ажурные снежинки» для детей 6-7 лет.

Программное содержание:

Учить вырезать снежинки из белой бумаги. Совершенствовать навыки вырезывания, с опорой на схему, закрепить навыки вырезывания, элементов прорезного декора (круг, полукруг, треугольник, ромб, зигзаг, волна, елочка и др. Развивать координацию, в системе «глаз-рука». Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору).

Интеграция видов деятельности:

Знакомство с искусством бумажного декора с рассматриванием иллюстраций, освоение элементов прорезного декора, упражнение в вырезывании отдельных элементов на полосе, сложенной вдвое, наблюдение на прогулке за снежинками, чтение стихотворений о снежинках.

Наблюдение «Как образуются сосульки».

Образовательные области:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Провела: воспитатель Эйрих Екатерина Александровна.

Цели:

  — знакомить со свойствами воды, различными ее состоя­ниями;

— способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Задачи:

-закреплять представления о снеге как особом состоянии воды;

-учить наблюдению за образованием сосулек;

-развивать логическое мышление,

-заготовить талую воду для поливки комнатных растений;

-воспитывать умение трудиться сообща, помогая друг другу; быть добросовестным в выполнении порученного дела.

ООД «Знакомство со свойствами снега и льда».

Провела: воспитатель Назарикова Анна Васильевна.

Образовательные области:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

-Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

-Учить сравнивать и делать обобщения, анализировать.

-Дать знания о роли снега и льда в природе.

-Закреплять навыки организованного поведения.

-Словарная работа:Активизировать словарь детей прилагательными: бесцветный, сыпучий, хрупкий, холодный, белый, пушистый, мягкий, твердый, прозрачный, непрозрачный. Исуществительными: айсберг, ледоход.

Игра «Цветные льдинки».

Провела: воспитательЭйрих Екатерина Александровна.

Образовательные области:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель игры: закрепление представлений детей о свойствах воды, об основных цветах спектра; развитие умений смешивать цвета и получать оттенки; развитие любознательности и желания экспериментировать.

Аннотация:

Дети окрашивают воду в стаканчиках с помощью гуаши. Когда желаемые результаты будут получены, разливается вода по формочкам и замораживается. В последствии украшение участка цветным льдом.

Целевая прогулка: «Рисунки на снегу».

Провела: педагог дополнительного образования Пожидаева Наталья Анатольевна.

Цели: повышение мотивации и интереса к прогулке; укрепление иммунитета у детей; оптимизация двигательной активности; развивать умение радоваться полученным результатам; приобщение к трудовой деятельности.

Аннотация:

Педагогом с детьми организуется наблюдение за снегом и снежинками. Наталья Анатольевна рассказывает детям о образовании снежинок. Проводится трудовая деятельность по расчистке и утрамбовке снега для последующего рисования на снегу, проведение подвижных игр и эстафет.

Зимнее развлечение «Эстафеты на снегу».

Провела: инструктор по физической культуре Лукьянова Наталья Анатольевна.

Цель:

Организация совместного досуга детей.

Задачи:

  1. Повышение интереса дошкольников к систематическим занятиям физической культурой.
  2. Укрепление здоровья и формирование у воспитанников здорового образа жизни.
  3. Развитие двигательных действий в эстафетах.
  4. Воспитывать чувство ответственности, коллективизм, умение сопереживать.

Аннотация:

Во время развлечения с детьми были проведены следующие игры и эстафеты:

— Игра малой подвижности «Великаны и гномы»;

— Эстафета с сосулькой (цветной палочкой);

-Эстафета «Хоккей»;

-Эстафета «Кто быстрее набьет ведро снежками»;

-П /И «Два мороза»;

-П / И «Метель и солнце»;

-П /И «Море волнуется раз».

На протяжении всего развлечения дети отгадывали загадки, получили массу впечатлений, задорно играли и соревновались.

Детская презентация Лэпбуков.

Разработали: дети, родители.

Куратор: старший воспитатель Просвирнова Валерия Валерьевна.

Провела: воспитатель Эйрих Екатерина Александровна.

Цели создания лэпбука: закрепление знаний у детей по теме проекта.

Задачи:

-Актуализировать и закрепить знания детей по теме «Снег и лед»;

-Расширить, обогатить словарный запас.

— Формировать навыки работы с лэпбуком в индивидуальной, парной и групповой деятельности.

Аннотация:

Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности; это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

 

В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.

Ребенок в условиях семьи в течение определенного времени изготавливает свою книжку вместе с родителями, а потом презентует её детям группы. Презентацию можно использовать как часть занятия для расширения кругозора детей группы по теме, так и в самостоятельной деятельности для обмена приобретенного опыта (сравнения, дополнения, повторения пройденного материала).Такой подход способствует реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.

Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Заключение:Дети с удовольствием участвовали во всех видах деятельности. Учились наблюдать,экспериментировать, собирать и анализировать информацию. Создавать готовые продуктына основе полученного материала.

Познавательно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, эксперименты помогают развивать мышление, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Нужно чтобы знания ребенок получал не только через глаза и уши, чтоб они проходили и через руки, через деятельность, тем самым ребенок получит большой опыт первооткрывателя.

 

 

Заведующая МБДОУ

ЦРР детский сад № 86                                                                 Т.А. Козельская